Чему учит рассказ никита кожемяка. Создание образа народного героя-богатыря из русской народной сказки "никита кожемяка"

07.02.2024

Герой народных сказок и киевского былинного эпоса, богатырь. Впервые упоминается в «Сказании о юноше-кожемяке» из древнерусского летописного свода «Повесть временных лет». Сюжет, связанный с Никитой Кожемякой, получил распространение в сказках и былинах славянских народов - с собственными вариациями в каждой стране.

История создания

Первые упоминания о сюжете, связанном с Никитой Кожемякой, обнаруживаются в «Повести временных лет», летописном своде начала XII века. Там юный богатырь, который поборол великана-печенега, еще не носит имени Никита. События эти летопись относит ко времени правления князя Владимира Святославовича, к 992 году.

В более позднем Никоновском летописном своде герой этого сюжета носит имя Яна Усмошвеца. Отец юноши рассказывает случай, свидетельствующий о необычайной силе сына. Однажды юноша мял кожи, а отец в это время бранил того.

Раздраженный бранью герой рвет кожи руками. выпустил против юноши-кожемяки быка, раззадоренного раскаленным железом, чтобы испытать силу героя. Юноша руками вырвал у быка кусок мяса вместе со шкурой. Последним подвигом героя в этой летописи становится бой с печенежским великаном.


В этом раннем варианте легенда носит исторические черты. Позже сюжет мифологизируется, реальный враг-печенег превращается в фантастическое существо - змея, похищающего девиц. А юноша-кожемяка начинает зваться Никитой или Кириллом.

Иллюстрация к ранней версии сказания есть в Радзивилловской летописи. Там изображен момент победы Кожемяки над печенегом. Фольклорист Афанасьев провел анализ этого сюжета с точки зрения мифологической школы. По его мнению, в сказку о борьбе Никиты Кожемяки с великаном выродился миф о борьбе громовержца с тучей-змеем.

Биография

В основе сказок о Никите Кожемяке лежит распространенный сюжет о герое-змееборце. Типичный подвиг такого героя - убийство змея и следующее за ним освобождение царевны. В случае Никиты герой перед этим еще и доказывает собственную богатырскую силу - разрывает сложенные вместе шкуры и вырывает из быка кусок мяса.


Описание подвига в наиболее полном варианте таково. влюбляется в дочь князя Киевского, похищает девицу и держит ту в заточении. Хитрая девица вызнает у змея, что тот боится единственного в мире человека, и это – богатырь Никита Кожемяка. Княжна шлет отцу письмо с голубкой, а в письме том просит разыскать этого богатыря, чтобы Никита сразился со змеем и вызволил ее.

Князь отправляет к Кожемяке посланцев. Тот как раз занят тем, что мнет кожи. Когда посланцы князя заходят в избу, герой от неожиданности разрывает дюжину шкур сразу, что говорит о силе Кожемяки. /p>


Когда княжеские посланцы просят героя отправиться на битву со змеем, тот отказывается. Затем князь присылает старцев умолять Никиту, но и это не помогает. Герой соглашается помочь князю только тогда, когда тот подсылает к нему плачущих детей.

Чтобы сделать себя неуязвимым, Никита обматывается пенькой и обмазывается смолой. В такой «экипировке» герой сражается со змеем, побеждает того и освобождает похищенную княжну.


Легенда о борьбе Никиты со змеем объясняет и появление «Змиевых» валов. Это древние оборонительные валы по берегам притоков Днепра, расположенные южнее Киева. Считается, что побежденный Никитой змей запросил пощады и предложил герою поровну разделить землю. Никита запряг змея в богатырскую соху и провел борозду от Киева до Черного моря. В море змей и утонул, когда попытался разделить воду. Или, как вариант, лопнул, напившись морской воды. «Змиевы» валы - это остатки борозды, которую вспахал Никита Кожемяка.

Экранизации

В 1965 году вышел мультфильм «Никита Кожемяка», снятый режиссером-мультипликатором Ниной Василенко на студии «Киевнаучфильм». Мультфильм отмечен дипломом на Всесоюзном кинофестивале в Киеве в 1966 году.


В следующий раз герой появился на экранах через сорок с лишним лет. В 2008 году режиссеры Юрий Черенков и Зоя Трофимова выпустили пятнадцатиминутный мультипликационный фильм с таким же названием на московской анимационной студии «Пилот».

Последняя экранизация вышла в 2016 году на украинской анимационной студии «Panama Grand Prix». Это мультфильм под названием «Никита Кожемяка», который снял Манук Депоян - сценарист, оператор и режиссер анимационных фильмов. Для Депояна это первая полнометражная режиссерская работа. Первоначально мультфильм должен был называться «Никита Кожемяка и огненный цветок», но в итоге вышел под сокращенным названием.


Главный герой мультфильма - Никита, маленький мальчик, сын знаменитого богатыря Кожемяки. Отец героя в прошлом победил дракона, и Никита считает, что способен повторить отцовский подвиг. Отец пытается уберечь героя, но Никита нарушает родительские запреты и ввязывается в приключение. Герой попадает в волшебный мир, где он должен одолеть дракона, победить ведьму и попасть обратно домой.

Никиту озвучивали: в украинской версии - юный актер Арсен Шавлюк, полуфиналист проекта «Голос.Дети», а в русском дубляже - , солист группы «MBAND». В основу сценария легла не былина, а созданная по ее мотивам сказка о Никите Кожемяке, автор которой - Антон Сияника.


В кино образ Никиты Кожемяки появлялся однажды -в черно-белом фильме-сказке «Кащей Бессмертный», поставленном в 1944 году режиссером . Роль Никиты исполнил актер . Позже тот же актер сыграл другого былинного персонажа - богатыря в фильме 1965 года «Илья Муромец».

В фильме «Кащей Бессмертный» богатырь Никита Кожемяка возвращается с охоты и обнаруживает на месте дома пепелище, а невеста пропала незнамо куда. Старичок-лесовичок рассказывает герою, что в бедствии повинен . От лесовика герой получает шапку-невидимку и с этим «гаджетом» отправляется за тридевять земель искать возлюбленную. Побродив по дорогам, герой натыкается на камень, который сообщает путнику о трех ждущих того опасностях.


Герой попадает в некий арабский город, где находит боевого друга - Булата Балагура. Тот украл ковер-самолет, и за это его собираются казнить. Никита спасает вора, используя шапку-невидимку, и вдвоем герои отправляются на ковре в царство Кащея. Проникнув невидимыми в замок врага, герои находят там Марью Моревну.

Героиня спит колдовским сном и просыпается только тогда, когда Кащей надевает той волшебное кольцо на палец. Кащей пристает к героине на предмет замужества, героиня отвергает старого негодяя и тот усыпляет Марью снова.


Никита и Булат, подслушавшие разговор, узнают тайну кащеевой смерти. Герои пробуждают Марью тем же способом, что и Кащей, и пробуют сбежать, но замок окружен высокими стенами и полон стражников. В финале Никита бьется с Кащеем насмерть, сносит тому голову, но голова отрастает заново. Кащея побеждают, когда хитроумный Булат находит смерть кащееву, после чего герои возвращаются домой.

Режиссер Юрий Уткин поставил детский кукольный спектакль «Никита Кожемяка и Змей Горыныч» в иркутском театре кукол «Аистенок». Премьера состоялась в декабре 2000 года.

Народные сказки заключили в себя мудрость и житейский опыт, накопленные человечеством за многие века. «Сказка ложь, да в ней намек...» Сложно переоценить важность сказок для развития ребенка: сказка учит смелости, честности, доброте, развивает чувство прекрасного. Расскажите ребенку сказку, он обязательно почерпнет из нее что-либо полезное. В этом выпуске русская народная сказка Никита Кожемяка .

Никита Кожемяка

В старые годы появился невдалеке от Киева страшный змей. Много народа из Киева потаскал в свою берлогу, потаскал и поел. Утащил змей и царскую дочь, но не съел ее, а крепко-накрепко запер в своей берлоге. Увязалась за царевной из дому маленькая собачонка. Как улетит змей на промысел, царевна напишет записочку к отцу, к матери, привяжет записочку собачонке на шею и пошлет ее домой. Собачонка записочку отнесет и ответ принесет.

Вот раз царь и царица пишут царевне: узнай-де от змея, кто его сильней. Стала царевна от змея допытываться и допыталась.

Есть, - говорит змей, - в Киеве Никита Кожемяка - тот меня сильней.

Как ушел змей на промысел, царевна и написала к отцу, к матери записочку: есть-де в Киеве Никита Кожемяка, он один сильнее змея. Пошлите Никиту меня из неволи выручить.

Сыскал царь Никиту и сам с царицею пошел его просить выручить их дочку из тяжелой неволи. В ту пору мял Кожемяка разом двенадцать воловьих кож. Как увидел Никита царя - испугался: руки у Никиты задрожали, и разорвал он разом все двенадцать кож. Рассердился тут Никита, что его испугали и ему убытку наделали, и, сколько ни упрашивали его царь и царица пойти выручить царевну, не пошел.

Вот и придумал царь с царицей собрать пять тысяч малолетних сирот - осиротил их лютый змей, - и послали их просить Кожемяку освободить всю русскую землю от великой беды. Сжалился Кожемяка на сиротские слезы, сам прослезился. Взял он триста пудов пеньки, насмолил ее смолою, весь пенькою обмотался и пошел.

Подходит Никита к змеиной берлоге, а змей заперся, бревнами завалился и к нему не выходит.

Выходи лучше на чистое поле, а не то я всю твою берлогу размечу! - сказал Кожемяка и стал уже бревна руками разбрасывать.

Видит змей беду неминучую, некуда ему от Никиты спрятаться, вышел в чистое поле.

Долго ли, коротко ли они билися, только Никита повалил змея на землю и хотел его душить. Стал тут змей молить Никиту:

Не бей меня, Никитушка, до смерти! Сильнее нас с тобой никого на свете нет. Разделим весь свет поровну: ты будешь владеть в одной половине, а я - в другой.

Хорошо, - сказал Никита. - Надо же прежде межу проложить, чтобы потом спору промеж нас не было.

Сделал Никита соху в триста пудов, запряг в нее змея и стал от Киева межу прокладывать, борозду пропахивать; глубиной та борозда две сажени с четвертью. Провел Никита борозду от Киева до самого Черного моря и говорит змею:

Землю мы разделили - теперь давай море делить, чтобы о воде промеж нас спору не вышло.

Стали воду делить - вогнал Никита змея в Черное море, да там его и утопил.

Сделавши святое дело, воротился Никита в Киев, стал опять кожи мять, не взял за свой труд ничего. Царевна же воротилась к отцу, к матери.

Борозда Никитина, говорят, и теперь кое-где по степи видна: стоит она валом сажени на две высотою. Кругом мужички пашут, а борозды не распахивают: оставляют ее на память о Никите Кожемяке.

Пусть народная сказка рассказанная малышу, станет хорошей традицией и сблизит вас с малышом.

Никита Кожемяка издавна был героем народных сказок на Руси. Это типичный пример богатыря, который не просто сильный и храбрый, но еще и добрый. Есть несколько вариантов сказки, но во всех них Никита Кожемяка – это богатырь, который убил дракона и спас царевну. Больше всего похожи украинская и белорусская вариации, а в русской значительно отличается только окончание. Хотя всегда он остается героем, простым добрым богатырем.

Сюжет сказки

Злой змей украл дочь киевского князя и спрятал ее в своем доме, чтобы никто не мог до нее добраться. Она тоскует по дому и очень хочет вернуться, но змей не отпускает царевну.Позже змей рассказал царевне, что на всем свете он боится только одного человека – Никиту Кожемяку. С этих пор она стала думать о том, как бы ей уговорить Никиту на бой с змеем. Заключенная отправляет отцу письмо, чтобы тот отыскал богатыря и уговорил того спасти ее – убить страшного змея. Что же отвечает царю Кожемяка? Это весьма нетипично для сказок, ведь он отказывает. Когда первые царские делегаты навестили дом Никиты, он так удивился, что случайно разорвал двенадцать кож, что уже свидетельствует о немалой силе. Множество посланников ходит к Никите, а он остается непреклонным, но соглашается только тогда, когда к нему отправляют плачущих детей: богатырь просто не может вынести детские слезы. Обмазавшись смолой, чтобы стать неуязвимым для змея, силач отправляется спасать царевну. Длительный бой между богатырем и змеем заканчивается победой Кожемяки.

Окончание сказки

В белорусской и украинской версии, после того как Кожемяка побеждает змея, место, где он жил, стали называть Кожемяками. В русском варианте змей, которого победил Кожемяка, просит пощады, и доброе сердце богатыря сдается. Змей отдает половину своей земли богатырю. Тот разделил территорию бороздой, а в ней и утонул змей.

Никита Кожемяка

Это сказание не просто о герое, это классическая сказка Киевской Руси. Изначально была создана летопись. Впервые она была засвидетельствована еще в 992 году, но тогда богатыря еще не звали Кожемяка, это был юнец, обладающий невероятной силой, который во время ссоры с отцом разорвал кожи. С тех пор, конечно, сказка претерпела эволюцию. Если изначально это был юнец, который победил печенежского монстра, то в более поздних вариантах это уже богатырь, который сразился с фантастическим монстром и спас царевну. Типичная народная сказка, на которой воспитали не одно поколение детей.

Сказок на Руси. Это типичный пример богатыря, который не просто сильный и храбрый, но еще и добрый. Есть несколько вариантов сказки, но во всех них Никита Кожемяка - это богатырь, который убил дракона и спас царевну. Больше всего похожи украинская и белорусская вариации, а в русской значительно отличается только окончание. Хотя всегда он остается героем, простым добрым богатырем.

Сюжет сказки

Злой змей украл дочь киевского князя и спрятал ее в своем доме, чтобы никто не мог до нее добраться. Она тоскует по дому и очень хочет вернуться, но змей не отпускает царевну.

Позже змей рассказал царевне, что на всем свете он боится только одного человека - Никиту Кожемяку. С этих пор она стала думать о том, как бы ей уговорить Никиту на бой с змеем. Заключенная отправляет отцу письмо, чтобы тот отыскал богатыря и уговорил того спасти ее - убить страшного змея. Что же отвечает царю Кожемяка? Это весьма нетипично для сказок, ведь он отказывает. Когда первые царские делегаты навестили дом Никиты, он так удивился, что случайно разорвал двенадцать кож, что уже свидетельствует о немалой силе. Множество посланников ходит к Никите, а он остается непреклонным, но соглашается только тогда, когда к нему отправляют плачущих детей: богатырь просто не может вынести детские слезы. Обмазавшись смолой, чтобы стать неуязвимым для змея, силач отправляется спасать царевну. Длительный бой между богатырем и змеем заканчивается победой Кожемяки.

Окончание сказки

В белорусской и украинской версии, после того как Кожемяка побеждает змея, место, где он жил, стали называть Кожемяками. В русском варианте змей, которого победил Кожемяка, просит пощады, и доброе сердце богатыря сдается.

Змей отдает половину своей земли богатырю. Тот разделил территорию бороздой, а в ней и утонул змей.

Никита Кожемяка

Это сказание не просто о классическая сказка Киевской Руси. Изначально была создана летопись. Впервые она была засвидетельствована еще в 992 году, но тогда богатыря еще не звали Кожемяка, это был юнец, обладающий невероятной силой, который во время ссоры с отцом разорвал кожи. С тех пор, конечно, сказка претерпела эволюцию. Если изначально это был юнец, который победил печенежского монстра, то в более поздних вариантах это уже богатырь, который сразился с фантастическим монстром и спас царевну. Типичная народная сказка, на которой воспитали не одно поколение детей.

Сравнение версий сказок

«Никита Кожемяка»

ПЕРВАЯ ВЕРСИЯ

Никита Кожемяка

ВТОРАЯ ВЕРСИЯ

Никита кожемяка

принесет.

Начнем с конца

самое,

бескорыстное и доброе

К слову говоря

что то

Вернемся к анализу

Для варианта Афанасьева ( )

Все мы знаем, что одна и та же сказка может иметь несколько версий, несколько вариантов начала и конца! Интересно сравнить эти варианты! Молодой и перспективный исследователь-филолог Сергей Сергеевич Шилин в своей студенческой работе так и сделал на примере двух версий сказки "Никита Кожемяка" и любезно предложил опубликовать свою статью на страничке нашего блога! Вот она!

Сравнение версий сказок

«Никита Кожемяка»

ПЕРВАЯ ВЕРСИЯ

Никита Кожемяка

А. Афанасьева «Народные русские сказки»

Около Киева проявился змей, брал он с народа поборы немалые: с каждого двора по красной девке; возьмет девку, да и съест ее.

Пришел черед идти к тому змею царской дочери. Схватил змей царевну и потащил ее к себе в берлогу, а есть ее не стал: красавица собой была, так за жену себе взял.

Полетит змей на свои промыслы, а царевну завалит бревнами, чтоб не ушла. У той царевны была собачка, увязалась с нею из дому. Напишет, бывало, царевна записочку к батюшке с матушкой, навяжет собачке на шею; а та побежит, куда надо, да и ответ еще принесет.

Вот раз царь с царицею и пишут к царевне: узнай, кто сильнее змея?

Царевна стала приветливей к своему змею, стала у него допытываться, кто его сильнее. Тот долго не говорил, да раз и проболтался, что живет в городе Киеве Кожемяка - тот и его сильнее.

Услыхала про то царевна, написала к батюшке: сыщите в городе Киеве Никиту Кожемяку да пошлите его меня из неволи выручать.

Царь, получивши такую весть, сыскал Никиту Кожемяку да сам пошел просить его, чтобы освободил его землю от лютого змея и выручил царевну.

В ту пору Никита кожи мял, держал он в руках двенадцать кож; как увидал он, что к нему пришел сам царь, задрожал со страху, руки у него затряслись - и разорвал он те двенадцать кож;. Да сколько ни упрашивал царь с царицею Кожемяку, тот не пошел супротив змея.

Вот и придумали собрать пять тысяч детей малолетних, да и заставили их просить Кожемяку; авось на их слезы сжалобится!

Пришли к Никите малолетние, стали со слезами просить, чтоб шел он супротив змея. Прослезился и сам Никита Кожемяка, на их слезы глядя. Взял триста пуд пеньки, насмолил смолою и весь-таки обмотался, чтобы змей не съел, да и пошел на него.

Подходит Никита к берлоге змеиной, а змей заперся и не выходит к нему.

Выходи лучше в чистое поле, а то и берлогу размечу!-сказал Кожемяка и стал уже двери ломать.

Змей, видя беду неминучую, вышел к нему в чистое поле.

Долго ли, коротко ли бился с змеем Никита Кожемяка, только повалил змея. Тут змей стал молить Никиту:

Не бей меня до смерти, Никита Кожемяка! Сильней нас с тобой в свете нет; разделим всю землю, весь свет поровну: ты будешь жить в одной половине, а я в другой.

Хорошо,- сказал Кожемяка,- надо межу проложить.

Сделал Никита соху в триста пуд, запряг в нее змея, да и стал от Киева межу пропахивать; Никита провел борозду от Киева до моря Кавстрийского.

Ну,- говорит змей,- теперь мы всю землю разделили!

Землю разделили,-проговорил Никита,- давай море делить, а то ты скажешь, что твою воду берут.

Взъехал змей на середину моря. Никита Кожемяка убил и утопил его в море. Эта борозда и теперь видна; вышиною та борозда двух сажен. Кругом ее пашут, а борозды не трогают; а кто не знает, от чего эта борозда,-называет ее валом.

Никита Кожемяка, сделавши святое дело, не взял за работу ничего, пошел опять кожи мять.

ВТОРАЯ ВЕРСИЯ

Никита кожемяка

М.Булатова «Русские волшебные сказки»

В старые годы появился невдалеке от Киева страшный змей. Много народа из Киева потаскал в свою берлогу, потаскал и поел. Утащил змей и царскую дочь, но не съел ее, а крепко-накрепко запер в своей берлоге.

Увязалась за царевной из дому маленькая собачонка. Как улетит змей на промысел, царевна напишет записочку к отцу, к матери, привяжет записочку собачонке на шею и пошлет ее домой. Собачонка записочку отнесет и ответ

принесет.

Вот раз царь и царица пишут царевне: узнай-де от змея, кто его сильней. Стала царевна от змея допытываться и допыталась.

Есть, - говорит змей, - в Киеве Никита Кожемяка - тот меня сильней.

Как ушел змей на промысел, царевна и написала к отцу, к матери записочку: есть-де в Киеве Никита Кожемяка, он один сильнее змея. Пошлите Никиту меня из неволи выручить.

Сыскал царь Никиту и сам с царицею пошел его просить выручить их дочку из тяжелой неволи. В ту пору мял Кожемяка разом двенадцать воловьих кож. Как увидел Никита царя - испугался: руки у Никиты задрожали, и разорвал он разом все двенадцать кож. Рассердился тут Никита, что его испугали и ему убытку наделали, и, сколько ни упрашивали его царь и царевна пойти выручить царевну, не пошел.

Вот и придумал царь с царицей собрать пять тысяч малолетних сирот - осиротил их лютый змей, - и послали их просить Кожемяку освободить всю русскую землю от великой беды. Сжалился Кожемяка на сиротские слезы, сам прослезился. Взял он триста пудов пеньки, насмолил ее смолою, весь пенькою обмотался и пошел.

Подходит Никита к змеиной берлоге, а змей заперся, бревнами завалился и к нему не выходит.

Выходи лучше на чистое поле, а не то я всю твою берлогу размечу! - сказал Кожемяка и стал уже бревна руками разбрасывать.

Видит змей беду неминучую, некуда ему от Никиты спрятаться, вышел в чистое поле.

Долго ли, коротко ли они билися, только Никита повалил змея на землю и хотел его душить. Стал тут змей молить Никиту:

Не бей меня, Никитушка, до смерти! Сильнее нас с тобой никого на свете нет. Разделим весь свет поровну: ты будешь владеть в одной половине, а я - в другой.

Хорошо, - сказал Никита. - Надо же прежде межу проложить, чтобы потом спору промеж нас не было.

Сделал Никита соху в триста пудов, запряг в нее змея и стал от Киева межу прокладывать, борозду пропахивать. Глубиной та борозда в две сажени с четвертью. Провел Никита борозду от Киева до самого Черного моря и говорит змею:

Землю мы разделили - теперь давай море делить, чтобы о воде промеж нас спору не вышло. Стали воду делить - вогнал Никита змея в Черное море, да там его и утопил.

Сделавши святое дело, воротился Никита в Киев стал опять кожи мять, не взял за свой труд ничего! Царевна же воротилась к отцу, к матери. Борозда Никитина, говорят, и теперь кое-где по степи видна, стоит она валом сажени на две высотою Кругом мужички пашут, а борозды не распахивают: оставляют ее на память о Никите Кожемяке.

Волшебная сказка «Никита Кожемяка» относится к киевскому циклу волшебных русских народных сказок.

Судя по всему, это не самая распространенная сказка необъемлемого русского фольклора, поэтому мне удалось найти лишь два варианта.

Итак, отыскал я это произведение в книге А. Афанасьева «Народные русские сказки» и в сборнике М.Булатова «Русские волшебные сказки».

Начнем с конца

«Никита Кожемяка» несомненно волшебная сказка. Текст, представленный на рассмотрение, описывает события и по содержанию и по стилю (в обоих вариантах) сразу дающие понять: все это – вымысел русского народа, стремящегося, как и всегда, заставить читателя «на ус намотать», да «урок преподать добрым молодцам».

Но проблема именно в этом донесении. Во варианте Булатова последние строки указывают непосредственно на то, что сказка придумана в качестве урока людям«…И сложил народ про Никиту эту сказку, - всем добрым людям на размышление». В отличие от этого, вариант Афанасьевского сборника намного более скуп на излишества. Он заканчивается простым «…не взял за работу ничего, пошел опять кожи мять».

Думаю это различие указывает на то, что два варианта сказки рассчитаны на разный возрастной состав аудитории. Скорее всего, вариант в сборнике Афанасьева рассчитан на более взрослый пласт, пусть и детей. Он и в принципе то более скуп на излишества, доносит до нас самое, что ни на есть важное (об этом чуть позже). Вариант же Булатова гораздо обширнее. Здесь сказка имеет вид более развернутого произведения, скорее где то записанного, чем передаваемого исключительно из уст в уста…

Время и место записи мне, к великому сожалению, найти так и не удалось, но, полагаю, это где-то 20-е годы.

Объем текста в двух видах сказки различен по уже оговоренным мной причинам – схематичность Афанасьевского варианта и развернутость Булатовского.

Сама суть сказки – далеко не Змей, Красна Девица и Богатырь. Основная мысль – сделать бескорыстное и доброе дело. Никита не знал, что Змей его боится и на уговоры «властей» не поддался. Но сердце его тот час же растопилось, когда он понял, что нужен своему народу, близким ему (более менее близким) людям. Это ведь горожане так просили его придти к ним на помощь. Кожемяка пришел и не взял за это ни пенни!

К слову говоря

К слову говоря, когда читал сказку, думал что Никита и Дочь Царя как и в других подобных произведениях в финале поженятся и будут «жить пожевать», а автор будет на свадьбе их «мед пиво пить»… Не тут-то было! Кожемяка сделал дело и просто вернулся к своим обязанностям .… Здесь мне и пришла мысль. А что если у сказки своеобразное двойное дно? Что если автор не только заложил смысл бескорыстной доброты, но и донес до народа некое расхождение со сказочными устоями? Если она Дочь Царя, значит, в конце непременно Главный герой получает ее в жены! Так просто она и не посмотрела бы на него, но сделав что то , она становится его супругой! А не это ли и есть, пусть косвенная, но плата за его героизм?

Вот и приходит на ум немного осмыслить, почему же все закончилось именно так, без пира в конце?

Вот оно, это самое двойное дно.С одной стороны - твердая стойкость своих убеждений. (Кожемяка пошел на Змея не ради денег и даже не ради Девицы Красной, да еще и Дочери Царя, а просто ради своего народа!) С другой стороны – то самое отрицание сказочных канонов. И суть даже не в том, что даром Царевне простолюдин не нужен, а в том, что это Царевна, может, и не нужна то вовсе простому кожемяке! Вот он уже и не только политический («не за царя, за Народ») но и моральный подтекст.

Вернемся к анализу

Если есть расхождения, то они очень малы. Кроме двух. В варианте Афанасьева помогала Царевне передавать записки собачка, а в Булатовском это была голубушка.

Признаться честно, собачка вызвала легкое удивление! Думаю больше похоже на элементы каких-то западных сказок, чем исконно русских народных. Голубь в этом плане как то…более к месту, что ли…

Вторым расхождением является эпизод с сожжением Змея. В варианте Афанасьевского сборника он отсутствует. После того как утоп Змей в море, выловил его Кожемяка со словами, - «не хочу, что бы воды ясные твоим телом поганить…» И сжег Змея, разнеся по миру пепел от его тела, дабы и памяти о нем не осталось!

На первый взгляд, образы героев довольно линейны и схожи с другими подобными по смыслу сказками. Злобный огнедышащий Тварь-Змей, Прекрасна Девица красна, отец ее, царь, да и всесильно широкоплечий Герой…

Но, с другой стороны, Герой и не подозревает о своей силе, не знает, что боится его Змей, красна девица не столь наивна и второстепенна, как это бывает, а царь вообще, оказывается, умеет во благо народа и хитроумные идейки выдавать (чего стоит мысль о собраний маленьких девочек ко двору Кожемяки)…

Все это вновь и вновь указывает на отвержение канонов сказки!

Змей давно на русской земле – олицетворение зла и горя. Три головы, огонь, похищение девиц… Фантастические мотивы не блещут оригинальностью и какой либо логичностью действий основного злого Существа…

И все-таки вариант в сборнике Булатова намного лучше. Он, как говорится, обладает душой. Не просто там «прилетел…увел…позвали…победил», как у Афанасьева. Имеется и описание самого змея, людей, обычаев, времяпровождения…

Сказка интересна (и вдвое интересна в трактовке сборника Булатова)… И героизм в ней, и смысл, и подтекст… То есть сочиненное и записанное русским народом!

Использованы материалы: сайта http://narodnye-russkie-skazki.gatchina3000.ru для варианта Афанасьева (http://narodnye-russkie-skazki.gatchina3000.ru/skazka_66.htm )

И книги «Русские волшебные сказки». Гос. Издат. Детск. Лит-ры Мин-ва просвещения РСФСР Ленинград 1958 год. Сборник М. Булатова. Стр. 14-19

© uo-fobos.ru, 2024
Бесплатные юридические консультации