Фролов И.Т. Философское учение Бердяева

04.01.2024

Этот словарь существует уже более шестидесяти лет. В нынешнем виде он содержит примерно полторы тысячи статей, в которых представлены мыслители, понятия и течения философии от античности до наших дней. Составители стремились сохранить универсальный характер словаря, включив в него основные термины этики, эстетики, логики, философских вопросов естествознания, социологии, психологии, религиоведения. По сравнению с предыдущим изданием словарь на треть дополнен новыми статьями, большинство сохранившихся статей переработано. Сочетание современных и традиционных идей, тематическая полнота позволяют рекомендовать словарь как для учебного процесса, так и для самообразования широкому кругу читателей.

ОТ РЕДАКЦИИ
Новое, седьмое издание словаря, сохраняя преемственную связь с предыдущими, существенно обновлено как по составу терминов, по их содержательной интерпретации, так и по форме и манере изложения материала. В настоящем издании по существу заново написано все, относящееся к человековедческой проблематике, к философской антропологии и философии культуры. Переработаны статьи, посвященные проблемам социальной философии. С учетом достижений последних двух десятилетий переписаны все статьи, касающиеся важнейших разделов современного естествознания и научного мировоззрения (синергетика, концепция глобального эволюционизма, антропный принцип, этика науки и др.). Значительно увеличено количество и объем статей, посвященных философии 20 столетия и ее ведущим представителям. Введен в оборот ряд новых терминов, получивших признание в последние годы в связи с популярностью таких направлений, как герменевтика, постмодернизм и др.
Во всех этих новациях нашли свое дальнейшее выражение те изменения в развитии отечественной философии, которые обозначились на рубеже 60-80-х годов. Курс на высокий профессионализм, ориентация как на лучшие достижения мировой философской мысли, так и на бережное сохранение наследия русской философии, нашедшие определенное воплощение уже в предыдущих изданиях словаря, в наибольшей степени выражены в настоящем. Стремясь сохранить разнообразие современных философских подходов и плюрализм мнений, редакторы попытались в максимальной степени донести до читателя индивидуальность авторских почерков. Именно поэтому статьи словаря (за небольшим исключением) стали подписными. С этим же связана и некоторая неравномерность объемов статей. Для того чтобы по возможности полно отобразить всю палитру достижений философской мысли к концу 20 века, было решено использовать в данном издании «Философского словаря» наиболее удачные материалы специализированных словарей, выпущенных в свет нашим издательством за последнее десятилетие: «Современная западная философия» (1991), «Современная западная социология» (1990), «Русская философия» (1995), «Христианство» (1994), «Эстетика» (1989), «Словарь по этике» (1989) и др.
Тематическая полнота настоящего издания, уровень исполнения, новизна многих ключевых философских терминов позволяют рекомендовать его не только в качестве справочного, но и учебного пособия.

Введение

Глава 1.

Исторический очерк учений Томаса Гоббса.

Биография Томаса Гоббса

Основные идеи Томаса Гоббса

Глава 2.

Что есть государство? Его сущность и механизм.

Почему возникает государство?

Реализация функций государства.

Что разрушает государство? Каким оно должно быть, чтобы спастись от разрушения.

Глава 3.

Сравнительный анализ учений Томаса Гоббса.

Основные направления английской политической и правовой мысли.

Государство по Джону Локку.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение.

Данная дипломная работа посвящена изучению правовых и политических мышлений

великого английского философа Томаса Гоббса. В своих произведениях “О

гражданине” и “Левиафан” Гоббс впервые в Новое время в систематическом виде

разработал светскую теорию политической власти, государства и права. В

познавательном аспекте данное учение было направленно против схоластических

феодально-религиозных воззрений на государство и право. В идеологическом

плане - сориентирована на обоснование сильной власти (политический

абсолютизм), способной обуздать революционные страсти и обеспечить прочный

В условиях, когда пришедшие к власти крупная буржуазия и новое дворянство

боролись как с феодалами-реакционерами, так и с революционной демократией,

“Левиафан” оказался спроецированным, прежде всего на оправдание буржуазно-

дворянской диктатуры Кромвеля.

Политическое и правовое учение Гоббса покоится на философско-методологических

порциях механистического материализма, детерминизма и деизма. Гоббс

подчеркивал практическую, созидательную направленность политической науки,

полагая, что постижение закономерностей политической жизни должно служить

искоренению кровопролитий, насилий и войн, благоденствию всех людей.

Сегодня Россия стоит на перепутье между дорогой на демократизацию общества и

государства или обратным путем к тоталитарной системе управления. Куда пойдет

наша страна? Боюсь, сейчас на этот вопрос точно ответить никто не сможет. И

поэтому нужно как всегда обратиться к историческому опыту и философским

теориям, выдвинутым великими философами, которые рассматривали идеальное

государство и право каждый в своем представлении. Многие из этих ученых

определили дальнейшее развитие многих стран на долгие годы, но всё-таки

большинство из них выдвигали утопичные идеи. И даже сейчас в эпоху научно-

технического прогресса существуют страны, в которых даже самые утопичные идеи

стараются воплотить в жизнь.

Россия, несмотря на то, что она уже пережила семьдесят лет тоталитаризма,

может в начале XXI века снова вернуться к этому строю. И поэтому очень важно

рассмотреть основы идеального тоталитарного государства в трудах философов и,

в частности, Томаса Гоббса. Его идеи являются образцом представления о

тоталитарном государстве, его законах, государственных служащих, правах и

обязанностях суверена и гражданина. Но надо отдать должное, что Томас Гоббс

использовал в своих работах идею общественного договора.

Классификация (лат. classis - разряд и facere - делать) - особый случай применения логической операции деления объема понятия, представляющий собой нек-рую совокупность делений (деление нек-рого класса на виды, деление этих видов и т. д.). К. предназначена для постоянного использования в к.-л. науке или области практической деятельности (напр., К. животных и растений, общественно-экономических формаций или К. книг в книгохранилище). Обычно в качестве оснований деления в К. выбирают признаки, существенные для данных предметов. В этом случае К. (наз. естественной) выявляет существенные сходства и различия между предметами и имеет познавательное значение. В др. случаях, когда цель К, состоит лишь в систематизации предметов, в качестве основания выбираются признаки, удобные для этой цели, но несущественные для самих предметов (напр., алфавитные каталоги). Такие К. наз. искусственными. Наиболее ценными являются К., основанные на познании законов связи между видами, перехода от одного вида к др. в процессе развития (такова, напр., К. химических элементов, созданная Менделеевым). К. по существенным признакам называется типологией; она основывается на понятии типа как единицы расчленения изучаемой реальности, конкретной идеальной модели исторически развивающихся объектов (биологические, языковые, культурологические и т. п. типологии). Всякая К. является результатом век-рого огрубления действительных граней между видами, ибо они всегда условны и относительны. С развитием знаний происходит уточнение и изменение К.

© uo-fobos.ru, 2024
Бесплатные юридические консультации