Икона пресвятой богородицы недремлющее око. Икона Всевидящее Око: её значение, область применения

20.01.2024

Довольно сложно понять Значение иконы Всевидящее око, этой мистической православной иконы. Но символ этот с древних пор используется не только в христианстве, а во многих религиях странах и народах. Загадочная символика несет в себе глубинный смысл и, надеемся, вам интересно будет проследить с нами ее значение в разных культурах и эпохах.

Символизирует всеведение, всевидящее око, способность к интуитивному видению. Глаз олицетворяет всех солнечных богов, обладающих оплодотворяющей силой солнца, которая воплощается в боге-царе.

Всевидящее Око Божие значение

Значение Всевидящего ока Божия. Платон называет глаз главным солнечным инструментом. С одной стороны, это мистический глаз, свет, озарение, знание, ум, бдительность, защита, стабильность и целеустремленность, но с другой — ограничение видимого. Десять тысяч небесных глаз — это звезды, глаза ночи, олицетворяющие всеведение, неусыпную бдительность.

Применительно к ритуальной архитектуре, глаз — это направленное к небесам отверстие в своде храма, собора, постройки или любого другого традиционно созданного центра мира, представляющее собой солярную дверь, открывающую доступ к небесным мирам.

Глаз сердца — это знак духовного озарения, интеллектуальной интуиции. Глаз также может олицетворять андрогина, сформированного из овального женского символа и круглого мужского. Один глаз может символизировать зло, как в примере с Циклопом и чудищами-разрушителями. Глаз в центре треугольника — всевидящее око Господа, символ всеведения и вездесущия.

На Западе правый глаз означает Солнце, день и будущее, левый глаз — Луну, ночь и прошлое.

На Востоке ситуация обратная. Символизм глаза может принимать на себя перо фазана.

У американских индейцев глаз сердца видит все. Это глаз Великого Духа и всеведения.

У буддистов глаз символизирует свет и мудрость. Третий глаз Будды, пылающая жемчужина, — это духовное сознание и трансцендентная мудрость.

В кельтском эпосе злой глаз, символизирущий злые намерения и зависть, противопоставляется доброму сердцу, благородству и состраданию.

В китайской и японской символике левый глаз — Солнце, правый — Луна.

В христианстве глаз символизирует всевидящего Бога, всеведение, силу, свет. Свет тела — это глаз (Матф, 6:22). Семь глаз Апокалипсиса — это семь Божьих духов. Глаз в треугольнике олицетворяет Главу Божью; а в треугольнике, окруженном сияющим кругом, — ее бесконечную святость. Глаза являются эмблемой святых Люси и От-тилии.

У египтян глаз имеет чрезвычайно сложный символизм — Глаз Гора, Атшет, всевидящий. Предполагалось, что это Полярная звезда и символ озарения, глаз разума. Глаз и бровь Гора означают силу и мощь. Два крылатых глаза — это Север и Юг как два раздела небес, Солнце и Луна, небесное пространство. Правый глаз — это Солнце, Ра и Озирис, левый — это Луна и Изида. Глаз Pa — это также Урей. Глаз Гора мог быть связан с луной и ее фазами и, в то же время, символизировать приношения богам в храмах.

В Древней Греции глаз символизирует Аполлона, наблюдателя небес, Солнце, которое также является глазом Зевса (Юпитера).

У индусов третий глаз Шивы (жемчужина в середине лба) представляет собой духовное сознание, трансцендентную мудрость. Глаз Варуны — это солнце.

В иранской мифологии Добрый Пастырь Йима обладает солнечным глазом и секретом бессмертия.

В исламе глаз сердца является духовным центром, местом абсолютного интеллекта и просветления.

У японцев правый глаз Иза-наги породил бога Луны.

У народов Океании солнце — это большое глазное яблоко. Платон считал, что у души имеется глаз, и ему одному видима Истина.

В шумеро-семитской мифологии глаз олицетворяет Владыку Священного Глаза Эа или Энки, где он символизирует мудрость, всезнание, бодрствование.

У финикийцев Кронос имел два открытых и два закрытых глаза, что означает постоянное бодрствование.

Всевидящее Око - в иконописи сложная символико-аллегорическая композиция, символизирующая Всевидящего Бога. Появляется в русской иконографии с конца XVIII века под западным влиянием.
Также Всевидящим Оком может называться символическое изображение Всевидящего Божьего глаза, вписанное в треугольник - символ Троицы.

Око Ра, главного божества древних Египтян, также называвшегося Глазом Гора (Уаджет)

Богиня Мудрости Исида и Два Глаза Бога Хора.
картина символизирует единство мужского и женского принципов Вселенной

Что значит икона Всевидящее Око

Что значит икона Всевидящее око? Египетский символ, раскрашенное изображение глаза со спиралевидной линией под ним – эмблема сокологолового бога неба Гора, символ как его всевидящей власти, так и единства космоса, целостности мироздания. В западной традиции правый глаз считается символом активного и солнечного начала, а левый – пассивного и лунного (система, противоположная восточной традиции).

Согласно древнеегипетскому мифу, лунный глаз Гора был вырван Сетом в битве за первенство среди богов, однако после победы Гора в этом сражении вырос снова. Этот миф стал причиной чрезвычайной популярности глаза Гора в качестве отводящего зло амулета. Око также часто изображали или высекали на египетских надгробных камнях – для помощи мертвым в загробной жизни. Изображения глаз с крыльями в древнеегипетской иконографии тоже обозначали север и юг.

Небесное око бога Хора

Алхимическая гравюра на дереве, показывая всевидящие око Бога, плавающее в небе

Мистический третий глаз, иногда называемый «глазом сердца», символизирует духовное зрение, которое в различных религиях связывают с разными понятиями: в индуизме с могуществом Шивы и синтезирующей силой огня; в буддизме – с внутренним зрением; в исламе – со сверхъестественным ясновидением. Третий глаз, изображенный на лбу Шивы, также называется внутренним глазом.

Христианская версия Ока провидения, заключённого в треугольник, символизирующий Троицу.

«Всевидящее Око» Ахенского собора

«Всевидящее Око» украшает бронзовый барельеф на пьедестале Александровской колонны. Оно находится наверху барельефа лицевой стороны пьедестала (обращённая к Зимнему Дворцу) в окружении дубового венка.

ВСЕВИДЯЩЕЕ ОКО БОЖИЕ — из самых сложных символических иконографических композиций: Господь уподобляется солнцу, как источник света, а способ Божественного ведения — глазу.

Круг первый, центральный, с четырьмя исходящими из него лучами, заканчивающимися за большим кругом изображениями евангелистов или их символов.

Круг второй представляет собой как бы лицо человека, на котором помещены четыре глаза, нос и уста. Надпись по окружности: «Величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе Спасе Моем».

Над вторым кругом изображена с воздетыми руками Богородица. И третий круг пересекается множеством густых лучей, исходящих из центра главного — Солнца Правды-Иисуса Христа, направо и налево от Которого написано: «Очи мои на верныя земли посадити и с собою».

Надпись на окружности: «Угль Исайи проявляяй солнце из Девической утробы, возсия во тьме, заблудшим благоразумия просвещение подавая».

Круг четвёртый, самый большой, изображает звёздное небо с тремя серафимами и надписями: «Серафим слово Бог», или же в этом круге четыре ангела, из которых два внизу со свитками.

Венчает всю икону круг, усечённый внизу, в котором олицетворено «Небо небес» с тремя в нём серафимами, окружающими Господа Саваофа, благословляющего обеими руками; Св. Дух, от Него исходящий, спускается в виде голубя на главу Богородицы.

Фигура Бога Отца внизу отчасти закрыта и окружена ореолом, по краям которого надпись: «Бог с небесе сияния своего сподоби мя». На всей же окружности четвёртого круга надпись: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея». Господь, окружённый облаками, сидит на радуге, подножием ему служит серафим с распростёртыми крылами; на персях у Господа Св. Дух в виде голубя.

На углах — четыре круга евангелистов, от третьего круга — за четвёртый; на окружностях — имена и толкование: Матфей писан ангел, посол Господень; Марко писан орлим, возлете на небеса; Лука писан Телчим, Мир; Иоанн писан лев, во гробе положиша.

ВСЕВИДЯЩЕЕ ОКО БОЖИЕ 2004, Иван Дымов Дерево, левкас, темпера, масло.

Глаз (в треугольнике или овале) действительно встречался в древне-византийской иконографии (есть образцы VI в.) и являлся символом всеведения Божия. Некоторыми рыцарями (в частности, тамплиерами, то есть храмовниками — хранителями Гроба Господня), он был взят в качестве определенного символа «знания» или «ведения».

А потому, начиная с ХII в. стал появляться на некоторых западных иконах Св.Троицы. Оттуда он перешел на некоторые иконы в Российские храмы в XVIII столетии. И тоже именовался, как «Всевидящее Око». Однако от тамплиеров, этот знак перешел и в различную масонскую (даже до Великой Ложи Франции, чем и объясняется его появление на долларовой купюре), а в XXв — и в оккультную символику.

В христианстве «Всевидящее око» является неканоническим, хотя и устойчивым образом христианской иконографии. Этот символ ещё называют «Недреманным оком Господним». Представляет собою изображение глаза в треугольнике, от которого исходят лучи.

Всевидящее Око на долларе

Глаз в треугольнике использовали в качестве эмблемы магическое общество Алистера Кроули, Орден Восточного Храма, масонские ложи, вьетнамские буддисты, теософы, розенкрейцеры и т.д. Всевидящее око изображёно на Большой печати США и на однодолларовой банкноте.

Его изображения довольно часты на нательных крестах, как православных, так и иных конфессий, помещаясь в верхней части креста (как бы венчая его). Встречается также в храмовой архитектуре и убранстве (в росписях плафонов, украшениях алтаря вместе с голубем Св. Духа, на рипидах и т.п.).

Из таких изображений самое, пожалуй, известное — фронтон Казанского собора в Санкт-Петербурге. Появилось в России в 18 в., вместе с прочей масонской символикой и атрибутикой и был особо популярен в период царствования Александра II. Вместе с девизом «НЕ НАМ, НЕ НАМ, А ИМЕНИ ТВОЕМУ» помещался на множестве объектов, например медалях участникам войны 1812-года…

Встречается и в неканонических изображениях т.н. «Новозаветной Троицы» в качестве отдельного элемента, т.к. треугольник, обрамляющий глаз, истолковается в христианстве как символ Троицы. Самый древний вариант этого символа — с египетским «Око Ра» (правое), которое обозначает Бога. Именно он изначально подразумечается помещённым в треугольник…».

Севастополь, Музей Черноморского флота.

Медаль Елизаветы Петровны

Медаль на Коронацию Екатерины Второй 1762 года

медаль на коронацию Николая Первого

Медаль Екатерины Второй 1766 года.

Война против Наполеона 1812 года

Медаль «За взятие Парижа»

медаль Николая Первого1849 года «За Усмирение Венгрии и Трансильвании»

За защиту Севастополя

Великий Князь Николай Александрович

Венский католический Собор Святого Стефана.

Лютеранская церковь в Петербурге

Георгиевский зал Кремля

Горный Институт в Петербурге

Важнейший символ масонского храма всевидящее око или Лучезарная Дельта . Лучезарная Дельта обычно располагается в восточной части храма, а по обеим сторонам ее находятся Солнце (ближе к югу) и Луна (ближе к северу). Лучезарная

Дельта — треугольник, с помещенным внутрь него оком – знаком просвещенности или принципа сознания, иначе, всевидящее око В:. С:. В:., постоянно присутствующее на всех работах ложи, создающее энергетику присутствия В:. С:. В:. при проведении ритуальных работ, постоянное излучение утверждение бытия.

Математическая точка, не имеющая размеров, но находящаяся повсюду, заполняет безграничность пространства. Это также символ осознания и внимания, причем, внимания взаимного, внимания которое проявляет В:. С:. В:. к каждому из братьев и внимания, которое каждый брат должен проявлять по отношению к миру.

Лучезарная Дельта напоминает нам о том, что у каждого масона есть его собственная масонская звезда, которая светит ему в трудах и направляет в поисках. Лучезарная Дельта — главный масонский символ первого градуса, степени ученика.

На фотографии Всевидящее око на долларе:

Обратная сторона Большой Печати США

В 1782 Око провидения было принято как часть символики обратной стороны Большой Печати Соединенных Штатов. На печати, Око окружено словами «Annuit Cœptis» означающими «оно благосклонно к нашим начинаниям».

Оно помещено выше незаконченной пирамиды с тринадцатью уровнями, традиционно символизирующих 13 штатов первоначально входивших в состав США и будущий рост страны. Обобщающее значение — то, что Око, или Бог, одобряют процветание Соединенных Штатов. Возможно из-за его использования в проекте Большой Печати, око широко используется в других американских печатях и эмблемах.

Икона имеет символическое значение; а слова:" Аз сплю, а сердце мое бдит", - из Песни Песней Библейского царя Соломона (Песнь песней: 5, 2) означают не только Всевидящее и, поэтому Недремлющее Око Божие, но и указывают на будущее воскресение Христа из мертвых, когда смертный сон не смог сковать Вечной Жизни. Хотя Христос и возлежал во гробе и был погребён, но восстал из мертвых в третий день. И как Бог не мог умереть, но сошел в ад своей бессмертной душой, даруя свет и освобождение узникам смерти, и по Божеству Его очи никогда не смыкались в смертном сне. Поэтому иконография и названа именно так: "Недреманное око". По гречески иконография называется иначе "Анапесон" или возлежащий, что также иносказательно говорит о воскресении Христа; Лев от Иуды царственно возлежащий, будто спящий... Если мы вспомним пророчество Иакова, которое он преподал сыновьям своим: "Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица; кто поднимет его? ...моет в вине одежду свою и в крови гроздов (виноградной лозы - мое примечание) одеяние свое." (Быт.;9,10-11). Символически лев - царь зверей, что указывает на Царское происхождение Христа от рода Давидова, возлежание льва - сон смерти Христа, омытие одежды в вине как в крови - смерть и страдание и принесение Себя в Жертву за грехи мира, как это произошло на Голгофе; а также этот прообраз скрывает еще и Евхаристический смысл, как и всегда, когда сравнивается вино и кровь в Священном Писании. "Кто поднимет его?" - никто из людей, что подразумевает Божественное достоинство Христа. Поэтому иконы "Христос Анапесон" или "Недреманое око" символически или в прикровенных образах относят нас к смерти и воскресению Христа, и тем свидетельствуют о Его Божественной любви к Церкви верных, об ответной любви Церкви к Своему Жениху. "Аз сплю, но сердце мое (любовь Моя к вам) бдит", - то есть никогда не прекращается.

Происхождение иконографии.

Византийские иконы Богородицы, держащей на руках возлежащего Богомладенца Христа, надписывались "Анапесон", а именно "возлежащий", само название пророчески отображает смерть и оплакивание Христа, тридневное возлежание Его пречистой плоти в гробе. Воспоминая молитву Евхаристии: "Ты Еси приносяй и Ты приносимый", - Распостертый на руках Своей Пресвятой Матери, умерший и воскресший, ставший Небесным Хлебом, питающим верных в жизнь вечную. Поэтому, Богоматерь есть таинственная Божественная Трапеза, Святой Евхаристический Престол, на котором приносятся и освящаются Святые Дары Тела и Крови Христовой. Поверх мафория Богородицы изображен алый плат, указывающий на эту аналогию или сверхъестественную реальность. Алый плат или покров Евхаристического Престола, где совершается Таинство Таинств, иногда изображается поверх мафория Богородицы и часто расшит золотом или еще золотой каймой с драгоценными камнями и жемчугом.

Византийская иконография "Анапесон" знала не только Богородичные иконы, иногда изображался и Сам Богомладенец, возлежащий на алом ложе. Алый цвет означает также Воскресение. Такие изображения встречаются часто в храмовых росписях, это мозаики и фрески.

Иногда, возлежащему Христу молитвено предстоит Богородица, а с другой стороны Ангел с рипидой или опахалом, благоговейно оберегающий сон Христа, овевающий и так утешающий Божественную скорбь.
Надпись, - "...уснув яко лев", - относит нас к пророчеству патриарха Иакова.

Представлены и более сложные композиции. Возлежащего на ложе Богомладенца обнимает Пречистая Матерь Богородица и утешает. Слева предстоят ангелы с рипидой и орудиями страстей, а справа патриарх Иаков с развернутым свитком своего пророчества.

Византийская миниатюра сохранившаяся на Афоне. Богомладенец Христос изображен как отрок и как Жених Церкви в светлых ризах; Христос и Мария Богородица обое возлежат на зеленой траве, усеянной цветами, что символически указывает на Рай. Христос полон скорби, Он обращает Свой взор к Матери, Которая Его обнимает.

Уже на древнерусских иконах тема Рая доминирует, изображается и Древо Жизни, и алые райские птицы и свиток неба вверху иконы со звездами. Всё говорит о Райском саде в светлом Пренебесном Божием Жилище.
Псковская икона XVI в.

Между Христом и Богородицей осуществляется диалог, который записан на развернутых в Их руках свитках. Ангелы окружают Божественное ложе со свечой и орудиями страстей или с рипидой и Крестом. Скорее всего один из них Архангел Михаил, предводитель небесного воинства, на это указывает и его больший по сравнению с другим ангелом размер.
Москва. середина XVI в.

Все древнерусские иконы написаны на белом, символически БЕЛЫЙ ЦВЕТ меет то же самое значение, что и первозданный свет, это также и Свет Жизни, и Божественное нетварное сияние, и Небесное Жилище, и Рай духовной сладости, грядущая Слава Будущего века, Пасха, Воскресение и бессмертие.
С грустью, любовью и надеждой молитвенно обращается ко Христу Богородица. Утешая Свою Матерь, Сын Божий отвечает Ей на Её просьбу словами Соломона: " Аз сплю, но сердце Мое бдит." (Песнь песней: 5, 2) Эти слова можно перевести так: хотя Мне должно умереть как человеку, чтобы искупить и спасти грешный род Адама, но как Бог Я всегда жив, поэтому - "воскресну и вознесу со славою, яко Бог, верою и любовию Тя Величающих". Величающих Тебя, Мою Матерь, как Богородицу.
Поэтому известно, что в древнерусской иконописи с XVI века данная иконография получает название "Недреманое Око".


Иконография Недреманное Око служит также зримым изображением службы повечения Великой Пятницы, когда в Церкви читается канон Св. Симеона Метафраста, в котором описан Плачь Богородицы.

Богородичные образы, относящиеся к иконографии Анапесон.


Серия сообщений "

В го-ро-де Ры-бин-ске, в мо-на-стыр-ской ча-совне, устро-ен-ной неда-ле-ко от вок-за-ла Ры-бин-ско-Бо-ло-гов-ской же-лез-ной до-ро-ги, на-хо-дит-ся древ-няя чу-до-твор-ная ико-на, име-ну-е-мая «Недрем-лю-щее око». Ее по-жерт-во-ва-ла дочь зна-ме-ни-то-го про-по-вед-ни-ка, про-то-и-е-рея Ро-ди-о-на Пу-тя-ти-на, ко-то-рый пи-тал к этой иконе осо-бен-ное бла-го-го-ве-ние вслед-ствие се-мей-ных пре-да-ний. Об-раз име-ет 10 верш-ков в ши-ри-ну и один ар-шин в вы-со-ту; пи-сан он на по-лотне, на-кле-ен-ном на де-ре-вян-ную дос-ку; жи-во-пись его при-над-ле-жит к ита-льян-ско-му сти-лю. Пре-свя-тая Де-ва изо-бра-же-на в по-ло-ви-ну ро-ста; Она си-дит пе-ред сто-лом в ком-на-те с по-до-бран-ной на ле-вой сто-роне за-на-ве-сью тем-но-зе-ле-но-го цве-та. Гла-ва Ее по-кры-та бе-лым по-кры-ва-лом, из-под ко-е-го вид-не-ют-ся во-ло-сы. Пре-чи-стое ли-цо Ее и пе-чаль-ный взор опу-ще-ны до-лу и об-ра-ще-ны к ле-жа-ще-му Бо-гом-ла-ден-цу. Ле-вая ру-ка Бо-го-ма-те-ри, по-ко-я-ща-я-ся на сто-ле, под-дер-жи-ва-ет гла-ву Ее, а пра-вая спя-ще-го Бо-гом-ла-ден-ца. Гла-за Пред-веч-но-го Мла-ден-ца за-кры-ты, а гла-ва Его об-ра-ще-на в пра-вую сто-ро-ну; пра-вая ру-ка по-ко-ит-ся на пра-вой ру-ке Бо-го-ма-те-ри, а ле-вая на со-гну-том ко-лене Его ле-вой но-ги; сред-няя часть те-ла по-кры-та бе-лой таф-той. Вни-зу ико-ны на-хо-дит-ся сле-ду-ю-щая над-пись: «Аз сплю, а серд-це Мое бдит» (). Эта над-пись сви-де-тель-ству-ет, что на-име-но-ва-ние ико-ны «Недрем-лю-щее око» име-ет сим-во-ли-че-ское зна-че-ние: она ука-зы-ва-ет на то, что Спа-си-тель и Его Пре-чи-стая Ма-терь все-гда неусып-но пе-кут-ся о на-шем спа-се-нии.

Дру-гая ико-на с та-ким же на-зва-ни-ем на-хо-дит-ся в го-ро-де Уг-ли-че Яро-слав-ской гу-бер-нии, в Бо-го-яв-лен-ской ча-совне , устро-ен-ной под со-бор-ной мо-на-стыр-ской цер-ко-вью. Она по-жерт-во-ва-на в 1848 го-ду жи-тель-ни-цей Уг-ли-ча А. В. Ле-бе-де-вой, ко-то-рая удо-сто-ве-ри-ла, что сия ико-на очень древ-няя и с дав-них пор счи-та-ет-ся чу-до-твор-ной. Ико-на име-ет бо-лее ар-ши-на вы-ши-ны и 3/4 ар-ши-на ши-ри-ны и пи-са-на на дос-ке ита-льян-ской жи-во-пи-сью. Бо-го-ро-ди-ца изо-бра-же-на си-дя-щей в ком-на-те с ок-ном на пра-вой сто-роне. Гла-ва Ее об-ра-ще-на в ле-вую сто-ро-ну и по-кры-та до плеч по-кры-ва-лом си-не-го цве-та, из-под ко-то-ро-го вы-би-ва-ют-ся во-ло-сы. Очи Бо-го-ма-те-ри по-лу-от-кры-ты и об-ра-ще-ны к спя-ще-му Пред-веч-но-му Мла-ден-цу. Верх-нее оде-я-ние Ее го-лу-бо-го, а ниж-нее ало-го цве-та. Спя-щий Бо-гом-ла-де-нец по-ко-ит-ся на ле-вом ко-лене и ле-вой ру-ке Бо-го-ма-те-ри; гла-ва Его об-ра-ще-на в ле-вую сто-ро-ну; ру-ки сло-же-ны под грудь, а но-ги со-гну-ты в ко-ле-нях и опу-ще-ны вниз. Все те-ло Его оде-то в ру-баш-ку бе-ло-го цве-та и по-ло-же-но на раз-вер-ну-тую бе-лую пе-ле-ну, один край ко-то-рой под-нят пра-вой ру-кой Бо-го-ма-те-ри в уро-вень с Ее пра-вым пле-чом. Ико-на укра-ше-на по-зо-ло-чен-ной ри-зой и вен-ца-ми. Дру-гие укра-ше-ния на сей иконе — три се-реб-ря-ные изо-бра-же-ния ног и два се-реб-ря-ных кре-ста по-жерт-во-ва-ны ли-ца-ми, ис-це-лив-ши-ми-ся по-сле мо-лит-вы пе-ред сей ико-ной. Пе-ред этой ико-ной, рав-но как и пе-ред пер-вой, чи-та-ет-ся сле-ду-ю-щая мо-лит-ва Бо-го-ма-те-ри: «О, Пре-див-ная Гос-по-же, Вла-ды-чи-це Бо-го-ро-ди-це! При-и-ми нас, при-па-да-ю-щих к Тво-е-му об-ра-зу; воз-зри недрем-лю-щим оком Тво-им на ду-шев-ные яз-вы на-ши гре-хов-ные; умо-ли серд-цем бдя-ще-го о нас Сы-на Тво-е-го, Хри-ста Бо-га на-ше-го, да из-ба-вит нас с ве-рой к Нему при-бе-га-ю-щих от тяж-ко-го сна гре-хов-но-го и от всех на-вет вра-же-ских, да спа-сет ду-ши на-ша, яко Че-ло-ве-ко-лю-бец».

Выпуск 25

Время от времени в жизни каждого из нас наступает миг, когда этот мир кажется нам юдолью скорбей и болезней. Причины могут быть разные: собственная болезнь, недомогание близких или их кончина. Мало ли препон подстерегает нас от рождения к могиле. И день оборачивается ночью: мы погружаемся в беспросветный мрак, над которым, кажется, никогда не встаёт солнце. Холод и отчаяние лишают сил, и мы в беспокойстве оглядываемся по сторонам в поисках сочувствия. И находим их у всесвятой и всеблагой Божией Матери. Она осушает наши слёзы и посылает лучик тепла и надежды, что разгоняет самую беспросветную, самую холодную мглу.

О, сколько православных икон Божией Матери хранятся почтительно и любовно по бескрайним просторам Руси. И в каждом пребывает частичка благодати Царицы Небесной. К Её иконам несут православные свои беды и радости, к Ней обращаются за помощью и поддержкой. Среди сонма богородичных образов есть один, о котором практически ничего не известно — кто его написал и когда. Но трогательное, поэтическое название иконы наполняет душу особым светом и теплом: вслушайтесь — православная икона Божией Матери «Недремлющее око». Имя это радостно, как улыбка, слетевшая с горних высот.

Суровые испытания, выпавшие на долю нашей страны, не позволили сохраниться множеству документов. Они сгорели в горниле революций и войн. Вместе с этими документами безвозвратно исчезли факты, и теперь мы можем лишь догадываться, додумывать. Что нам известно о православной иконе Божией Матери «Недремлющее око»? Увы, практически ничего. Можно лишь сказать, что тот, кто писал этот образ, был приверженцем итальянской школы живописи. Зато народная память сохранила чудеса, явленные Божией Матерью ради Её иконы «Недремлющее око».
Подавляя в себе предательскую жалость, товарищ Трухин вёл хрупкую измождённую женщину для исполнения приговора. Он давно знал эту контру, но не это мешало ему. Мало ли знакомых он ставил к стенке и исполнял справедливый приговор революции. Смущало другое. Впервые он увидел Ирину Константиновну цветущей женщиной, которая сидя за праздничным столом, приветствовала его: «Христос, воскресе!». И даже сейчас, как и тогда в душе откликнулось: «Воистину воскресе». Трусливо оглянувшись — не подслушал ли кто контрреволюционных мыслей, Трухин ударил женщину. Ударил, чтобы выбить из себя эти ненужные и опасные воспоминания. Женщина поскользнулась, но не упала. Она оглянулась на мучителя и тот удивился: Ирина Константиновна не кричала, не плакала, не просила. Такое самообладание редко, но случалось видеть Трухину. Но эта женщина… улыбалась, не блуждающей улыбкой сумасшедшей, а радостной улыбкой встречи с родными. При этом она смотрела на купола собора, стоящего неподалёку. Трухин оглянулся и увидел, как в безоблачном небе, на фоне куполов, проступает икона Богородицы. Ирина Константиновна перекрестилась, шепча молитву, а Трухин в злобе и панике выстрелил в образ. Икона вспыхнула нестерпимым светом. Обезумевший от страха Трухин, бросил оружие и с жалобным криком прикрыл ослепшие глаза: теперь он был беспомощнее котёнка, а о расстреле забыл и думать.

Православна икона Божией Матери «Недремлющее око» известна не так широко, как Казанский или Владимирский образы, но ежедневно сотни паломников стекаются в Спасо-Преображенский собор г. Рыбинска, чтобы поклониться дивному образу, дабы попросить Царицу Небесную ради Её образа «Недремлющее око» о том, чтобы не оставила неразумных чад в опасности телесной и духовной. Сей чудотворный образ прославлен также благодатными исцелениями. Перед этой иконой читается следующая молитва: «О, Предивная Госпоже, Владычице Богородице! Приими нас, припадающих к Твоему образу; воззри недремлющим оком Твоим на душевные язвы наши греховные; умоли сердцем бдящего о нас Сына Твоего, Христа Бога нашего, да избавит нас с верой к Нему прибегающих от тяжкого сна греховного и от всех навет вражеских, да спасет души наша, яко Человеколюбец».

Не очень традиционные по стилю и композиции иконы, являющиеся результатом народной религиозной рефлексии, сегодня очень интересуют как коллекционеров антикварной религиозной живописи, так и музеи, которые используют их в качестве экспонатов постоянных и непостоянных экспозиций. Такие иконы становятся темами научных работ и популярными в обсуждениях на различных форумах и конференциях. Один из подобных образов (а именно икона «Всевидящее око») станет темой и для данной статьи.

Происхождение иконы

Означенный образ является удивительным примером того, как народное творчество в сфере религии стало примером столь серьезного обсуждения и востребованного в культе продукта. Икона «Всевидящее око» появилась впервые во Владимирских землях из под кисти местных мастеров. Соответственно, первые и наиболее ранние образцы выдержаны в традициях Владимирского иконописания. Это действительно очень простая и в то же время красивая композиция. Сложность ее заключается в символизме, который она несет, так как, во-первых, он несколько расходится с концепцией канонической иконографии в области, касающейся способа подачи символических ключей. А во-вторых, будучи относительно новоделом (впервые образ появился около трехсот лет тому назад, то есть во времена заката традиций русской иконописи), икона «Всевидящее око» заключает в себе концептуальный смысл автора, который со стороны может быть проинтерпретирован неоднозначно.

Традиции исполнения

Традиционный образ, о котором мы говорим, исполнен в традиционных для Владимирской школы охряных тонах. Необычна композиция иконы, которая свидетельствует о стремлении автора передать через внешнюю простоту всю мощь и глубину образа.

Икона «Всевидящее око» является одной из самых таинственных, полных загадок образов. На этой почве, как и следует ожидать, рождается множество домыслов и разного рода предположений, от вполне себе убедительных версий до фантасмагорических гипотез, могущих посоперничать по своей остроте с лучшими образчиками конспирологических теорий. Однако образ действительно приковывает к себе внимание и заставляет погрузиться в него, сконцентрировавшись на сокрытых смыслах. Его мистичность и загадочность обеспечили ему популярность среди верующих даже вопреки неприятию со стороны значительной части духовенства.

Описание иконы

Основное изображение состоит из кругов, вписанных друг в друга в соответствии с особой схемой. Центральное место отводится сфере, в пространстве которой изображены четыре глаза, нос и рот. Из антропоморфных фигур на иконе присутствуют сразу как минимум три - Спаситель в традициях Спаса Эммануила, Богоматерь - нечто среднее между изображением Оранты и Покровы, а также фигура Бога-Отца, Господа Саваофа, которого, к слову сказать, вообще-то изображать нельзя. Все они расположены в различных круга, так что Икона «Всевидящее око», значение которой в общем и целом сводится к понятию всеведения, всезнания и предвидения Бога, приобретает своеобразный объем и определенные богословские акценты.

Почитатели образа настаивают на том, что при долгом его созерцании возникает эффект купольности, изменяющий в некоторой степени сознание и приоткрывающий перед молящимся дверь в духовный мир. Кроме того, если всматриваться со спокойным умом в икону при ровном освещении, то вскоре возникнет эффект вращение сфер. Икона «Всевидящее око» значение свое приобретает также благодаря общей согласованности всех ее элементов - их колористической и композиционной гармонии. Смотрящему на нее человеку она внушает, что Бог постоянно видит каждого человека насквозь, знает все его мысли, чувства, слова и поступки, как добрые, так и дурные. Четыре никогда не усыпающих глаза как бы символизируют это постоянное молчаливое наблюдение, побуждают верующего к практике непрестанного хождения в Божьем присутствии.

История образа

Если более подробно углубиться в историю образа, то можно узнать, что он появился впервые в XVIII веке, как считается, под влиянием западного искусства. Первоначально он, если не лгут исторические свидетельства, наносился под куполом храма. Собственно, композиция, которую мы видим на иконе, представляет собой репрезентацию архитектуры крестово-купольного храма с точки зрения наблюдения ее из нижнего центра под куполом так, как если бы взгляд был направлен вверх. Чуть позже распространившиеся образцы икон стали так популярны, что икона «Всевидящее око» Божие в доме стало вполне привычным делом.

Современное распространение

Когда-то будучи популярным, сегодня данный тип иконографии представляет собой крайнюю редкость. Такие иконы чрезвычайно трудно отыскать в храмах и даже купить в церковной лавке. Эта ситуация усугубляется тем, что многие священнослужители считают этот образ не вполне каноническим и предостерегают свою паству от увлечения им.

Икона «Всевидящее око»: где вешать в доме

Тем не менее в эпоху стремительного технического прогресса и вседоступности интернета нет ничего невозможного. Купить такую икону легко можно в интернете. Она может быть относительно дешевой, отпечатанной на бумаге, либо же дорогой, написанной настоящим мастером иконописного дела. Есть, однако, один вопрос, волнующий тех, у кого уже есть икона «Всевидящее око».

Где вешать этот образ? Потому что не все почему-то могут поставить его в один ряд с привычными иконами, то ли в силу его необычности, то ли в силу какого-то особенного ожидания. Ответ будет самый простой - стоит повесить эту икону там, где она будет видна вам и таким образом сможет оказывать должный эффект - напоминать о всеприсутствии Бога и его всезнании. Если вы собираетесь созерцать ее в течение длительных периодов времени, то лучше расположить образ так, чтобы вам самим было удобно работать с ним.

© uo-fobos.ru, 2024
Бесплатные юридические консультации