Комиции в Древнем Риме - это что? Функции и полномочия. Народное собрание в риме периода республики Чем занималось народное собрание в древнем риме

27.12.2023

После изгнания последнего рекса (Тарквиний) в пятьсот девятом году до нашей эры в Риме был установлен республиканский строй. В республиканский период организация власти была простой и отвечала некоторое время условиям, которые сложились в Риме ко времени формирования государства. В следующие пять веков были заметно увеличены размеры самого государства, однако эти геополитические изменения никак не отразились на структуре высших правящих государственных органов, которые находились в Риме и осуществляли централизованное управление всеми землями. Всё это существенно снижало эффективность управления. Кроме того, по мнению историков, именно по этим причинам и пол позже республиканский строй.

В Римской республике сочетались демократические и аристократические черты, которые обеспечивали привилегированное положение богатой рабовладельческой верхушки. Всё это отразилось во взаимоотношениях и полномочиях высших государственных органов. Таковыми в тот период являлись магистратуры, сенат, а также народные собрания. Последние из перечисленных являлись народными органами римской власти, однако они по факту совершенно не управляли государством. Магистраты и сенат были органами реальной управленческой власти нобилитета.

Народные собрания в Древнем Риме

Различали три вида народных собраний:

Куриатные – вводили формально в должности лиц, которые были избраны другими собраниями. Со временем они были заменены на собрания тридцати представителей курии.

Трибутные – избиравшие низших должностных лиц и рассматривающих жалобы на приговоры о штрафных взысканиях.

Центуриатные – им отводилась главная роль. Они отвечали за принятие законов, а также избрание высших должностных лиц. Кроме того, этими собраниями заключалось объявление военных действий и приговоров смертной казни.

Важнейшая роль отводилась сенату. Формально он был совещательным органом, однако компетенция его была довольно обширной. Одной из важных его функций был контроль законодательной деятельности центуриатных собраний.

Власть магистратов делилась на общую и высшую. Высшая, она же военная, заключала мир, имела право созывать сенат и народные собрания, а также издавать приказы и имела право суда.

Общая имела право налагать штрафы за невыполнение ею отданных распоряжений. Всю систему магистратур возглавляли два консула.

Председательствовал на комиции обычно консул или претор . Первоначально решение собрания не имело законной силы без санкции сената, но с 3 в. до н.э. собрание стало независимым от сената, санкция которого сделалась простой формальностью. Голосование в собрании происходило по группам, а поскольку таких групп в Риме было три (курии, центурии, трибы), комиций здесь также существовало три вида.

Куриатные комиции.

Собрание 30 курий (каждая курия – объединение римских родов) было наиболее древним и наименее значимым. В историческое время функции куриатных комиций свелись к формальности: например, это собрание санкционировало вступление магистратов в должность и регистрировало усыновления.

Центуриатные комиции.

Центуриатные комиции зародились в римском войске (центурия – «сотня», армейское подразделение) начиная с 5 в. до н.э. или еще раньше. В качестве гражданского органа центуриатные комиции собирались вне черты города (обычно на Марсовом поле). Они избирали высших магистратов, в том числе цензоров, решали вопросы войны и мира, рассматривали апелляции приговоренных к смертной казни, принимали законопроекты. Основными единицами здесь были центурии, которые различались по размерам. Принадлежность римлянина к той или иной центурии определялась его имущественным положением. Состоятельные римляне имели преимущество при голосовании, поскольку были сведены в большее число центурий, чем бедняки. Первоначально центурий было 193, но позднее их число увеличилось. Процедура голосования была столь сложной, что собрание лишь изредка пользовалось правом законодательной инициативы.

Трибутные комиции.

Собрание по трибам появилось позднее центуриатного, голосование здесь проходило по 35 трибам, которые образовывались по территориальному принципу. Основной функцией этого собрания были выборы низших магистратов (квесторов, курульных эдилов, военных трибунов), но и это собрание имело право издавать законы и начинать судопроизводство по менее важным обвинениям. Трибутные народные комиции созывались консулом или претором, что и отличало их от трибутных плебейских комиций, по образцу которых они были созданы. Трибутные плебейские комиции созывались трибунами, происходили без участия немногочисленных патрициев и избирали исключительно плебейских должностных лиц (трибунов, эдилов). Здесь разбирались тяжбы и могли рассматриваться практически те же вопросы, что и на комициях всего народа. Начиная с 287 до н.э. решения трибутных плебейских комиций сразу приобретали статус законов.

Поскольку голосование в античном мире могло происходить только посредством личного участия в народном собрании, с расширением размеров римского государства для граждан, обитавших вдали от Рима, такое участие становилось нереальным. В эпоху империи все виды собраний утратили свое значение, их роль в римском государстве становилась все более декоративной.

В Римской республике существовали три вида народных собраний - центуриатные, трибутные и куриатные.

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие благодаря своей структуре и порядку принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. Правда, их структура с середины III в. до н.э. с расширением пределов государства и увеличением числа свободных изменилась не в их пользу: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество центурий - по 70, а общее число центурий было доведено до 373. Но преобладание аристократии и богатства все же сохранилось, так как в центуриях высших разрядов было гораздо меньше граждан, чем в центуриях низших разрядов, а неимущие пролетарии, чья численность значительно возросла, по-прежнему составляли только одну центурию.

В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Второй вид народных собраний представляли трибутные собрания, которые в зависимости от состава жителей триб, участвовавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Поначалу их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Плебейские собрания, кроме того, избирали плебейского трибуна, а с III в. до н.э. они получили и право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима. Но вместе с тем в результате увеличения к этому времени числа сельских триб до 31 (с сохранившимися 4 городскими трибами всего стало 35 триб) жителям отдаленных триб стало затруднительно являться в собрания, что позволило богатым римлянам усилить свои позиции в этих собраниях.

Куриатные собрания после реформ Сервия Туллия потеряли былое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и в конце концов были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов.

Народные собрания в Риме созывались по усмотрению высших должностных лиц, которые могли и прервать собрание, и перенести его на другой день. Они же председательствовали в собрании и объявляли вопросы, подлежащие решению. Участники собрания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по ним было открытым и только в конце республиканского периода было введено тайное голосование (участникам собрания раздавались специальные таблицы для голосования). Важную, чаще всего определяющую роль играло то обстоятельство, что решения центуриатного собрания о принятии законов и избрании должностных лиц в первый век существования республики подлежали утверждению сенатом, но и затем, когда в III в. до н.э. это правило было отменено, сенат получил право предварительного рассмотрения вопросов, выносимых в собрание, что позволяло ему фактически направлять деятельность собрания.

Важную роль в государственном механизме Римской республики играл сенат. Сенаторы (вначале их было 300, по числу патрицианских родов, а в 1 в. до н.э. число сенаторов было увеличено сначала до 600, а затем до 900) не избирались. Специальные должностные лица - цензоры, распределявшие граждан по центуриям и трибам, раз в пять лет составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, уже занимавших, как правило, высшие государственные должности. Это делал сенат органом верхушки рабовладельцев, фактически независимым от воли большинства свободных граждан.

Формально сенат был совещательным органом, и его постановления назывались сенатус-консульты. Но компетенция сената была обширной, Он, как указывалось, контролировал законодательную деятельность центуриатных (а затем и плебейских) собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая (и отвергая) законопроекты. Точно таким же образом контролировалось избрание народными собраниями должностных лиц (вначале утверждением избранных, а впоследствии - кандидатур). Большую роль играло то обстоятельство, что в распоряжении сената находилась казна государства. Он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы. К компетенции сената относились постановления по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу. Важное значение имели внешнеполитические полномочия сената. Если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями. Наконец, в чрезвычайных обстоятельствах (опасная война, мощное восстание рабов и т.п.) сенат мог принять решение об установлении диктатуры.

Магистратурами в Риме именовались государственные должности. Как и в Древних Афинах, в Риме сложились определенные принципы замещения магистратур. Такими принципами были выборность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответственность.

Все магистраты (кроме диктатора) избирались центуриатными или трибутными собраниями на один год. Это правило не распространялось на диктаторов, срок полномочий которых не мог превышать шести месяцев. Кроме того, полномочия консула, командовавшего армией, в случае незакончившейся военной кампании могли быть продлены сенатом. Как и в Афинах, все магистратуры были коллегиальными - на одну должность избиралось несколько человек (диктатор назначался один). Но специфика коллегиальности в Риме заключалась в том, что каждый магистрат имел право самостоятельно принимать решение. Это решение могло быть отменено его коллегой (право интерцессии). Вознаграждения магистраты не получали, что, естественно, закрывало путь к магистратурам (а затем и в сенат) малоимущим и неимущим. В то же время магистратуры, особенно в конце республиканского периода, стали источником значительных доходов. Магистраты (за исключением диктатора, цензора и плебейского трибуна) по истечении срока их полномочий могли быть привлечены к ответственности народным собранием, избравшим их.

Необходимо отметить и еще одно существенное отличие римской магистратуры - иерархию должностей (право вышестоящего магистрата отменить решение нижестоящего).

Власть магистратов подразделялась на высшую (imperium) и общую (potestas). В imperium включались высшая военная власть и право заключать перемирие, право созывать сенат и народные собрания и председательствовать в них, право издавать приказы и принуждать к их исполнению, право суда и назначения наказания. Эта власть принадлежала диктатору, консулам и преторам. Диктатор имел "высочайший империум" (summum imperium), включавший право приговаривать к смертной казни, не подлежащее обжалованию. Консулу принадлежал большой империум (majus imperium) - право выносить смертный приговор, который мог быть обжалован в центуриатном собрании, если он был вынесен в городе Риме, и не подлежал обжалованию, если был вынесен за пределами города. У претора был ограниченный империум (imperium minus) - без права приговаривать к смертной казни.

Власть potestas принадлежала всем магистратам и включала в себя право отдавать распоряжения и налагать штрафы за их невыполнение.

Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстраординарные, (чрезвычайные). К ординарным магистратурам относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.

Консулы (в Риме избирались два консула) были высшими магистратами и возглавляли всю систему магистратур. Особенно существенными были военные полномочия консулов: набор в армию и командование ею, назначение военачальников, право заключать перемирие и распоряжаться военной добычей. Преторы появились в середине IV в. до н.э. в качестве помощников консулов. В силу того, что последние, командуя армиями, часто отсутствовали в Риме, к преторам перешло управление городом и, что особенно важно, руководство судопроизводством, позволявшее в силу имевшегося у них империума издавать общеобязательные постановления и тем самым создавать новые нормы права. Вначале избирался один претор, затем два, один из которых рассматривал дела римских граждан (городской претор), а другой - дела с участием иностранцев (претор перегринов). Постепенно число преторов увеличилось до восьми.

Два цензора избирались раз в пять лет для составления списков римских граждан, распределения их по трибам и разрядам и для составления списка сенаторов. Кроме того, к их компетенции относилось наблюдение за нравственностью и издание соответствующих эдиктов. Квесторы, бывшие сначала помощниками консулов без специальной компетенции, со временем стали ведать (под контролем сената) финансовыми расходами и расследованием некоторых уголовных дел. Число их, соответственно, росло и к концу республики достигло двадцати. Эдилы (их было два) наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организовывали празднества и зрелища.

Коллегии "двадцати шести мужей" состояли из двадцати шести человек, входивших в пять коллегий, ведавших надзором за тюрьмами, чеканкой монеты, очисткой дорог и некоторыми судебными делами.

Особое место среди магистров занимали плебейские трибуны. Их право veto играло большую роль в период завершения борьбы плебеев за равноправие. Затем, по мере увеличения роли сената, активность плебейских трибунов пошла на убыль, а попытка Гая Гракха во II в. до н.э. усилить ее окончилась крахом.

Экстраординарные магистратуры создавались только в чрезвычайных, грозящих особой опасностью Римскому государству обстоятельствах - тяжелая война, большое восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Право veto плебейского трибуна на него не действовало, распоряжения диктатора не подлежали обжалованию, и за свои действия он не нес ответственности. Правда, в первые века существования республики диктатуры вводились не только в чрезвычайных обстоятельствах, а для решения конкретных задач и полномочия диктатора ограничивались рамками этой задачи. За ее пределами действовали ординарные магистратуры. В период расцвета республики к диктатуре почти не прибегали.

Государственный строй Рима в период республики

Правовое положение населения в Древнем Риме в период республики

Образование государства

Борьба плебеев за уравнение с патрициями разрушила замкнутую родовую организацию и расчистила путь к образованию государства. Этот процесс закреплен реформами VI царя Сервия Туллия. Реформы Туллия были направлены:

1. На организацию регулярного сбора податей с населения Рима.

2. Введение новой военной организации с целью привлечения к военной службе всех к ней способных. Но объективно они привели к ликвидации в Риме родовой организации.

Для достижения /1/ территория Рима была разбита на 4 округа (ТРИБЫ) + 17 сельских триб. Каждая триба имела свое название и границы. Все население, жившее на ее территории, приписывалось к ней и платило налог - ТРИБУТУ. Для достижения /2/ все военнообязанное мужское население Рима в зависимости от имущественного положения было поделено на 6 классов.

6-й класс состоял из людей без земельной собственности с единственным богатством - потомством (proles) -пролетарии. Они были свободны от налогов и воинской повинности, но не имели политических прав.

Каждый из 5 классов выставлял определенное количество военных единиц - ЦЕНТУРИЙ (сотен). В новом народном собрании народ группировался не по курьям, а по центуриям. Это новая политическая единица. Каждая центурия имеет 1 голос, а центурий было 193, где 1 классу принадлежало 98 штук (80 тяжеловооруженная пехота и 18 кавалерия). Итак, абсолютное большинство голосов в новом Народном Собрании было у наиболее богатых, следовательно, голосование, порой, не доходило до средних классов.

Плебеи были включены в понятие «Римский народ» и получили право участвовать в Народном Собрании.

В 510 -9 г.г. до н.э. был изгнан 7-й царь Тарквиний Гордый. С тех пор по 27 г. н.э. в Риме была республика.

К 287 г. до н.э. к моменту издания закона диктатура Гортензия, по которой решения плебейских собраний становились обязательными для всех законами закончилась многолетняя борьба плебеев с патрициями за полноправность.

Основные требования плебеев (решения аграрного вопроса - доступ к общему полю, отмена долговой кабалы, ограничение долгового процента, политическое равноправие, т.е. право участия во всех собраниях и избрания на все должности) были удовлетворены. По мере развития имущественного неравенства растет роль богатства в определении положения Римского гражданина.

В конце 3 и 2 в.в. до н.э. возникают привилегированные сословия НОБЕЛЕЙ и ВСАДНИКОВ. Нобели -это слившаяся воедино верхушка патрициата и плебса. Опираясь на крупные землевладения, значительные массы рабов и громадные денежные средства, они добились монопольного положения и в политической сфере. Только они пополняли Сенат и занимали высшие государственные должности.



Всадники - это торгово-финансовая знать и землевладельцы. В 1 в. до н.э. начинается процесс сближения нобелей с верхушкой всадников, также получивший доступ в Сенат и на важные должности. Клиенты, освободившиеся, торговцы и ремесленники теперь называются ПЛЕБСОМ.

По правовому положению выделяются:

1. Граждане

2. Вольноотпущенные

4. Перегрины

Граждане

Гражданство приобреталось:

Рождением от 2-х римлян в браке и без него

Предоставлением прав гражданства через:

Усыновление чужеземца гражданином

Отпущение на волю раба

Пожалование гражданства тем лицам/общинам в виде особого акта, имеющего исключительный характер

Наделение правами происходило после совершеннолетия. В определенный день отец брал сына за руку и вел на

площадь записывать в трибу к которой сам принадлежит.

Политическое полноправие - это участие в народном собрании, в войске и в общем земельном фонде государства (не связывалось с гражданско-правовым полноправием).

Римское гражданство было пожизненным и наследованным, но могло быть утрачено по определенным причинам:

1) после продажи в рабство за неуплату долга/преступление

3) Вольноотпущенники. Отпущенный на волю раб становился с точки зрения права гражданином, но с урезанными правами. Он не мог замещать выборные должности, не служил в армии, запрещены браки со свободнорожденными, к бывшему господину. он был клиент, т.е. был обязан:

1) оказывать ему уважение

2) помогать в материальной нужде

3) не возбуждать против него уголовного преследования и не давать свидетельств против патрона

4) патрон имеет право наследовать определенную часть имущества вольноотпущенника.

За особую неблагодарность он мог быть возвращен в рабское состояние. В то же время вольноотпущенный мог заниматься предпринимательством и выступать в суде.

С расширением пределов римского государства число свободных пополнялось за счет жителей Апенинского полуострова, полностью завоеванного к середине 3 в. до н.э. и других стран.

Латины

Это жители Лациума, т.е. центральной области вокруг Рима, т.е. это ближайшие соседи римлян, покоренных ими. У них была имущественная правоспособность и самоуправление в своих общинах. Римское гражданство приобреталось переселением в Рим. Их обязанность перед государством - выставление определенных военных контингентов.

В 1 в. до н.э. латинам были предоставлены права римских граждан.

Перегрины

Это жители провинций, т.е. завоеванных Римом территорий за пределами Лациума. Имущественная правоспособность у них была, но никаких политических прав в Риме они не имели. В своих отношениях с римлянами они руководствуются Правом Народов. Для защиты своих прав избирают из числа римских граждан Патронов.

Рабы

Источники рабства:

1) военные пленные

2) покупка

3) естественное воспроизводство

4) самопродажа

5) долговая кабала (была до закона Петелия 326 г. до н.э.)

Виды рабства:

В 6-4 в.в. до н.э. в Риме было патриархальное право, т.е. раб не рассматривался в качестве вещи, отвечал перед судом, мог быть поручителем и усыновленным, участвовать в религиозных культах и праздниках. Слишком жестокое обращение с ними признавалось неугодным богам.

С З в. до н.э. переход к классическому рабству: развивается товарное производство, возрастает численность рабов, их труд применяется в решающих областях: с/х, горно-добывающем деле, металлургии, строительстве. Суть его положения: «Раб есть вещь и говорящее орудие». Он не мог иметь семью, детей, заключать брак, иметь собственность (все его - к господину).

Преследуя экономические выгоды, господин мог наделить раба каким-либо имуществом - ПЕКУЛИИ, но оно было собственностью господина. Обязательства по отношению к рабу не имеют юридической силы. За вред, причиненный рабом, платит господин (но не > цены раба). Свидетельские показания недопустимы для раба, если имеют плохие последствия для господина.

В Риме была аристократическая (олигархическая) республика. Наиболее важный орган - Сенат. Вначале он состоял из 300 членов, а в 1 веке до н.э. число сенаторов увеличилось. Сенаторов назначали сперва консулы, а с 4 в. до н.э. -цензоры. Срок полномочий сенатора - 5 лет, но фактически должность это пожизненная, т.к. цензоры редко пересматривали состав сената по существу. Для получения звания сенатора нужны особые условия: благородство происхождения имущественный ценз политический опыт в должностных делах

Право созывать Сенат и председательствовать на его заседании принадлежало некоторым должностным лицам: диктатору, консулу, претору, а затем и народному трибуну.

После доклада должностного лица, созвавшего Сенат, происходило его обсуждение. Каждый из сенаторов, в зависимости от места в списке высказывает свое мнение, затем голосование и выносится решение.

Функции Сената:

1) Утверждал мнение Народного Собрания, а с 3 в. до н.э. предварительно рассматривал и мог отвергнуть законопроекты.

2) Утверждал избранных, а в последствии кандидатов. В чрезвычайных обстоятельствах – временная военная диктатура. По его решению 1 из консулов назначал диктатора, наделенного чрезвычайными полномочиями (приговор к смерти без права обжалования, все другие должностные лица в его подчинении и теряют самостоятельность действий). Он не отвечал за свои действия, мог опереться на военную силу. Срок полномочий 6 месяцев. К компетенции Сената также относилось текущее государственное управление, наблюдение за государственным имуществом, составление государственного и особого военного бюджетов, монетное дело, государственный кредит, займы.

3) Назначение командующий армиями и определенных военных округов.

4) Утверждение мирных договоров и договоров о союзе.

Формально Сенат считался консультативным советом при должностных лицах. Но поскольку, не лишенное инициативы Народное Собрание постоянно меняющиеся должностные лица не могли эффективно управлять государством, то Сенат фактически стал правительством. Его власть основывается не на законе, а на существующей практике, отсутствие единой Конституции увеличивало контроль Сената над политической жизнью общества.

Куриатные комиции потеряли свое политическое значение. За ними сохранилось разрешение вопросов семейного права (усыновление, утверждение завещаний). Политическое значение имели центуриатные и трибунатные комиции.

И те, и другие созывались по распоряжению должностного лица и проходили под его председательством. Совершались религиозные обряды и молитва, а затем чтения проекта закона и голосование. До 3-го века до н.э. основные - центуриатные собрания. В этом же веке была изменена их структура. 5 разрядов, имеющих граждан выставляли по 70 центурий, а пролетарии - 1 центурию.

Компетенция куриатных центурий:

1. Принимали /отклоняли законопроекты

2. Избирали консулов, цензоров, преторов, объявляли войну и рассматривали жалобы на приговоры к смертной казни

С 3 в. до н.э. после закона диктатора Гортензия возрастает значение трибутных комиций (решения плебейских собраний - закон).

Было 2 вида трибутных собраний :

1. Общие для патрициев и плебеев (избирали квесторов и некоторых низких должностных лиц для выполнения обязанностей полиции, расследования преступлений, совершения смертной казни и заведовал чеканкой монет).

2. Плебейские (выбирали нар. трибунов и их помощников - эдиллов + принимали / отклоняли законопроекты).

Система Римских Народных Собраний не была демократической:

(a) Отсутствовала периодичность их работы. Только можатраты могли созывать собрание

(b) У народного Собрания нет права законодательной инициативы. Оно должно давать ответ на предложения должностного лица, его созывавшего.

(c) До второй половины 2 в. до н.э. существовала открытая подача голосов, следовательно, богатые могли давить

(d) Народные Собрания собирались в Риме, а граждане жили повсюду, следовательно, не могли участвовать в голосовании

(e) Неорганизованные массы жителей Рима были лишены политического сознания - в комициях преобладали
безработные -ЛЮМПЕНЫ, следовательно действовала система подкупа. Их требования - « Хлеба и зрелищ!»

(f) Собрание было стихийным, отсутствовал правильный учет голосов.

В ходе сословной борьбы произошло постепенное слияние богатой части плебеев с верхушкой патрициата. Этот процесс особенно интенсивно развернулся во второй половине IV в., с того времени, как плебеи получили доступ к высшим государственным должностям, а следовательно, и в сенат. Фактически пассивным избирательным правом в Риме в ранний период республики могли пользоваться только богатые люди. Во-первых, магистратуры были бесплатными, и уже одно это мешало занимать их людям мало состоятельным. Как ни скромен был образ жизни даже высших классов римского общества IV - III вв., все-таки от магистрата требовался известный достаток для «представительства». Тем более, что это понятие было в Риме довольно широким: должностным лицам не только нужно было жить сообразно их достоинству, но многим из них (эдилам, цензорам) приходилось еще вкладывать личные средства в общественное строительство, организацию игр и т. п. Во-вторых, выборы высших магистратов происходили в центуриатных комициях, где, как мы знаем, всадники и первый имущественный класс пользовались абсолютным большинством голосов. Поэтому они всегда проводили кандидатов из своей среды, т. е. людей богатых.

Таким путем из патрициев и плебеев выделился ограниченный круг богатых семей, который держал в своих руках магистратуры, а через них и сенат. Эта замкнутая группа, ревниво охранявшая свое привилегированное положение и не пускавшая в свою среду «чужих», была связана родственными отношениями и таким образом являлась наследственной правящей кастой. Ее представителей называли «нобилями» (nobiles - знатные), а всю группу - «нобилитетом» (nobilitas - знать).

Нобилитет численно был невелик. О количестве правящих патрицианско-плебейских родов III - II вв. могут дать представление следующие цифры. Из 200 консулов за период с 234 по 133 г. 92 были из плебеев и 108 - из патрициев. Из этого количества 159 консулов принадлежали только к 26 родам: 10 патрицианским и 16 плебейским. Представители рода Корнелиев, например, занимали консульские места 23 раза, Эмилиев - 11 раз, Фабиев - 9, Фульвиев - 10, Клавдиев Марцеллов - 9 раз и т. д. Отсюда легко сделать вывод, что в этот период 26 нобильских родов составляли ядро правящего сословия.

В соответствий с аграрным характером Рима экономической базой нобилитета было землевладение. Торговля и денежные операции с конца III в. все более уходят от нобилей.в руки так называемых «всадников» (об этом речь пойдет дальше). Таким образом, мы можем определить нобилитет как богатую аграрно-служилую часть римского гражданства, как правящую верхушку рабовладельческого класса.

© uo-fobos.ru, 2024
Бесплатные юридические консультации