Литература эпохи возрождения. Возрождение в Италии Литература эпохи возрождения в италии

18.01.2024

Эпоха Возрождения - это время расцвета всех искусств, в том числе и литературы. Литература в этот период базируется на основных его философских положениях. И самая главная черта - невозможность разделить литературные произведения на философские и развлекательные.

Гуманистические мотивы в литературе Возрождения появились уже в творчестве Данте, дальнейшее развитие они получили в творчестве выдающегося итальянского поэта Франческо Петрарки (1304-1374),олицетворявшего собой новую личность эпохи Возрождения.

Понятие «гуманизм» было введено в употребление учеными XIX века. Оно происходит от латинского humanitas (человеческая природа, духовная культура) и humanus (человеческий), и обозначает идеологию, направленную к человеку. В Средневековье бытовала религиозная и феодальная идеология. В философии господствовала схоластика. Средневековое направление мысли принижало роль человека в природе, в качестве высшего идеала представляя бога. Церковь насаждала страх перед богом, призывала к смирению, покорности, внушала мысль о беспомощности и ничтожности человека. Гуманисты начали рассматривать человека иначе, приподняли его роль его самого, и роль его ума и творческих способностей.

В эпоху Возрождения наметился отход от феодально-церковной идеологии, появились идеи раскрепощения личности, утверждения высокого достоинства человека, как свободного творца земного счастья. Идеи стали определяющими в развитии культуры в целом, повлияли на развитие искусства, литературы, музыки, науки, отразились в политике. Гуманизм -- это мировоззрение светского характера, антидогматическое и антисхоластическое. Развитие гуманизма начинается в XIV в., в творчестве гуманистов, как великих, так и малоизвестных: Данте, Боккаччо, Петрарки, Пико делла Мирандола и др. В XVI веке процесс развития нового мировоззрения замедляется в виду воздействия феодально-католической реакции. Ему на смену приходит Реформация.

Эта эпоха связана с появлением новых жанров и с формированием раннего реализма, который так и назван, «реализм Возрождения» (или ренессансный), в отличие от более поздних этапов, просветительского, критического, социалистического.

В творчестве таких авторов, как Петрарка, Рабле, Шекспир, Сервантес выражено новое понимание жизни человеком, отвергающим рабскую покорность, которую проповедует церковь. Человека они представляют, как высшее создание природы, стараясь раскрыть красоту его физического облика и богатство души и ума. Для реализма Возрождения характерна масштабность образов (Гамлет, король Лир), поэтизация образа, способность к большому чувству и одновременно высокий накал трагического конфликта («Ромео и Джульетта»), отражающего столкновение человека с враждебными ему силами.

Для литературы Возрождения характерны различные жанры. Но определенные литературные формы преобладали. Наиболее популярным был жанр новеллы, который так и именуется новеллой Возрождения. В поэзии становится наиболее характерной формой сонет (строфа из 14 строк с определенной рифмовкой). Большое развитие получает драматургия. Наиболее выдающимися драматургами Возрождения являются Лопе де Вега в Испании и Шекспир в Англии.

Широко распространена публицистика и философская проза. В Италии Джордано Бруно в своих работах обличает церковь, создает свои новые философские концепции. В Англии Томас Мор высказывает идеи утопического коммунизма в книге «Утопия». Широко известны и такие авторы, как Мишель де Монтень («Опыты») и Эразм Роттердамский («Похвала глупости»).

В числе писателей того времени оказываются и коронованные особы. Стихи пишет герцог Лоренцо Медичи, а Маргарита Наваррская, сестра короля Франции Франциска I, известна как автор сборника «Гептамерон».

Поэзия становится областью строго индивидуального творчества, в котором новая личность эпохи Возрождения раскрывает свои взаимоотношения с другими людьми, с обществом, с природой.

Однако поэзия не могла до конца порвать связь с песней, особенно народной. Именно в эпоху раннего Возрождения по всем странам прокатилась могучая волна народной поэзии; чаще всего это баллады.

Народная поэзия была одним из могучих источников обновления поэзии в целом; вторым источником вдохновения была классическая древность. Искусство художественного перевода в эпоху Ренессанса сделалось почти обязательной стороной деятельности любого поэта, писавшего на живом языке, а подражание древним авторам в той или иной мере стало общей чертой поэтов эпохи Возрождения.

Материал из Юнциклопедии

Ученый-историк, если его спросят, к какой эпохе в жизни большинства европейских стран относится временной отрезок с середины XIV по начало XVII в., не колеблясь, ответит - к средним векам. Он судит по тому, что еще и экономика, и политика, и вся сложная социальная структура находятся во власти феодальных отношений. Однако на тот же самый вопрос искусствовед или литературовед ответят иначе: для них указанный хронологический промежуток - уже новое время, эпоха Возрождения.

Иллюстрация к поэме Ф. Петрарки «Триумфы».

Иллюстрация Г. Доре к роману Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Иллюстрация А. Гончарова к стихам Ф. Вийона.

Иллюстрация Ю. Селиверстова к книге Т. Кампанеллы «Город Солнца».

Отдых паломников и битва Фортуны и Бедности. Художник Ж. Фуке.

Средневековый мир еще мало изменился в начале новой эпохи, но в этот мир проникла мечта о человеческом величии, о том, что прекрасный человек сумеет создать достойное себя общество. Каким быть этому обществу, оставалось неясным, ибо само время было переходным, о чем и писал Ф. Энгельс: «Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Люди, основавшие современное господство буржуазии, были всем чем угодно, но только не людьми буржуазно ограниченными. Наоборот, они были более или менее овеяны характерным для того времени духом смелых искателей приключений».

Духовная общность деятелей, титанов Возрождения - явление исторически небывалое, невозможное с точки зрения средневекового сознания, с его строгостью иерархических, в том числе сословных, представлений. Служитель церкви и деятельный горожанин, аристократ и зависящий от его покровительства художник или литератор - столь разношерстной по своему составу была среда этих первых в истории Европы интеллигентов. Их сблизила любовь к знаниям и вера в безграничность духовных способностей человека, его разума. Магистральной мыслью времени стало убеждение в достоинстве человека, по имени которого и получила свое название философия Возрождения - гуманизм (от лат. humanus - «человечный»), а ее приверженцы стали называться гуманистами.

Если для средневековой теологии (иначе богословия) только бог был единственным предметом, достойным высокой мысли, то теперь его место занимает человек, наделенный всеми его достоинствами. И душа, и тело, и поступки - все в нем признается прекрасным или стремящимся к красоте, за образец которой берется искусство и философия античности, как бы заново открытая, возрожденная. Отсюда и название эпохи - Возрождение (русская калька франц. Ренессанс), впервые встречающееся в 1550 г. в «Жизнеописаниях» художников, составленных итальянцем Дж. Вазари. Новое прочтение или даже обнаружение ранее неизвестных античных рукописей само по себе не могло изменить облик мира. Возрождение античности явилось лишь следствием появления человека, способного оценить все то, к чему средневековье оставалось глухо.

Самой церкви не удается противостоять духу перемен. Наступает эпоха Реформации, поводом для которой стал смелый вызов, брошенный М. Лютером в 1517 г. католическому Риму, погрязшему в роскоши, лжи и лицемерии. Реформаторы требовали религии, доходящей до сердца и разума, говорящей в каждой стране на своем национальном языке, а не на латыни. Последовавшие за этим переводы Библии явились важным фактором в становлении национальных культур, ибо, как сказано Ф. Энгельсом: «Лютер вычистил авгиевы конюшни не только церкви, но и немецкого языка…».

Кругозор человека обретает перспективу. Не случайно в живописи она стала открытием именно этой эпохи. Прежнее плоскостное - мир располагался в сознании как бы по вертикали: от адских глубин греха до райского блаженства на небе. Теперь же человек напряженно всматривается в действительность, его окружающую, переставшую казаться лишь знаком каких-то высших, потусторонних ценностей, но обретшую красочность и глубину.

Возрождение далеко не одновременно наступает в различных европейских странах. Первоначально - в Италии в средине XIV в. Именно Италия оказалась наиболее подготовленной в силу своих связей с античностью, с Древним Римом, от которого получила в наследство города, хотя и пришедшие в упадок, остатки системы образования, многочисленные рукописи. К тому же теперь она вновь стала центром связей, торговых и культурных, между Европой и Востоком. Последний же, заключительный расцвет Возрождение переживает на рубеже XVI-XVII вв. в Испании и в Англии.

Вдохновленная не только великим прошлым европейской культуры, но и мечтой и ее великим будущим, это была эпоха, пронизанная утопическими идеями. Само слово «утопия» появляется как название одного из важнейших гуманистических памятников - книги Т. Мора (1516), идеи, сходные с которой или даже прямо ею вдохновленные, можно встретить не только у соотечественника Т. Мора У. Шекспира (1564-1616), но и у француза Ф. Рабле (1494-1553), у испанца Сервантеса (1547-1616), у итальянца Т. Кампанеллы (1568-1639) и у многих других.

Неверным было бы представлять, что Возрождение обратилось к античности через голову средневековья, ничего от него не восприняв. Сами гуманисты, например первый из них - Ф. Петрарка (1304-1374), Дж. Пико делла Мирандола (1463-1494), осмысляли свою деятельность как синтез мировой мысли, не исключая из него наследия христианской культуры. Христианство, перенесшее центр на духовные ценности, приучило видеть во внутреннем мире человека бо́льшую глубину, чем та, которую знала античность и которую теперь предстояло наполнить истинно гуманистическим содержанием. Человек постигал себя, открывая в себе способность и потребность любить. Уже средневековая рыцарская поэзия избирает объектом любви и поклонения не бога, а человека - женщину, предопределив основную тему ренессансной лирики с ее культом любви и дружбы, неизменным от стихотворных книг Данте и Петрарки до сборников сонетов Ронсара и Шекспира.

Очень мощным в эпоху Возрождения было наследие народной культуры, теорию которой создал известный русский литературовед М. М. Бахтин, показавший, как, вопреки церковной догме, народное сознание не переставало жить язычески радостным ощущением земного бытия. Народный смех в разнообразной по жанрам сатирической литературе имел двойственную (амбивалентную) природу, ибо он не только обличал пороки, но перед лицом ложного ума церковной философии утверждал ценность самой жизни, право человека наслаждаться ею.

Этот смех звучит в книге Дж. Боккаччо «Декамерон» (1350-1353), открывающей богатую новеллистическую традицию: жанр с его склонностью к острой интриге, изображающий разнообразные приключения, давал возможность показать человека деятельным, находчивым, заинтересованно всматривающимся в красочный мир. Новеллистика Возрождения стала своеобразной литературной лабораторией, в которой заново проверялась в процессе пересказывания вся предшествующая литература.

Особенно богатым было наследие народной культуры в так называемом Северном Возрождении, связанном с Голландией, со множеством раздробленных немецких государств. Здесь, на севере Европы, мощным и успешным было реформационное движение народных низов против католического Рима, а как следствие этого - взлет городской сатирической литературы. С нею связана и местная гуманистическая традиция, включающая крупнейшего мыслителя и писателя эпохи Эразма Роттердамского, в чьей «Похвале Глупости» (1509) явственно звучит народный смех, уничтожающий церковную схоластику и прославляющий радости жизни.

По мере того как стихают раскаты этого смеха, эпоха Возрождения близится к концу. Вот почему и в творчестве У. Шекспира знаменателен переход от комедии 90-х гг. XVI в. к периоду «великих трагедий» (1601-1607).

Если ведущими жанрами раннего Возрождения были авантюрная новелла и исполненная восторга перед открывшейся красотой мира лирическая поэзия, то Высокое и Позднее Возрождение выдвигают на первый план трагедию и роман. Героем романов Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» и Сервантеса «Дон Кихот» был человек действующий, представленный с небывалой речевой раскованностью, познающий действительность и вступающий с ней в неразрешимый конфликт. Если Рабле, опираясь на традицию народных книг, вывел героев, вобравших в себя всю безмерную силу и жизненность природы, то Дон Кихот - классический случай разлада человека с не понимающим его миром.

На исходе Возрождения осознается трагедия индивидуализма. Она может предстать в виде гамлетовского философского разочарования в возможности разумно действовать и в одиночку исправить свое время. Она может обернуться трагикомическими подвигами Дон Кихота, прекрасного в своей преданности гуманистическому идеалу, но смешного в своем непонимании его несбыточности, когда сама действительность не готова этому идеалу соответствовать.

Разочарованием завершается эпоха, но разочарованием, не затронувшим самой сущности высоких ренессансных открытий. Они сохраняются, передаются всей последующей культуре, приобретая в ней значение вечных идей, вечных образов. Вечных, ибо и сегодня мы верим в их непреходящую гуманистическую ценность, с ними мы постоянно продолжаем соотносить наши суждения о мире и человеке.

Литература в эпоху Ренессанса - обширное литературное направление, которое составляет огромную часть всей культуры Возрождения и охватывает период с 14-го по 16-й век. Литература Ренессанса в отличие от средневековой в своей основе имеет новые прогрессивные идеи гуманизма. Подобные идеи впервые зародились именно в Италии и уже потом распространились по всей Европе. С такой же стремительностью и литература распространилась по всей европейской территории, но вместе с тем приобрела в каждом отдельном государстве свой колорит и национальный характер. Вообще, если обратиться к терминологии, то Ренессанс, или Возрождение, означает обновление, обращение писателей, мыслителей, художников к античной культуре и подражание ее возвышенным идеалам.

В развитии темы Ренессанса имеется в виду Италия, так как именно она является носительницей основной части культуры античности, а также Северное Возрождение, которое проходило в северных странах Европы - в Англии, Нидерландах, Португалии, Франции, Германии и Испании.

Отличительные черты литературы эпохи Возрождения

Помимо гуманистических идей, в литературе эпохи Возрождения зарождаются новые жанры, и формируется ранний реализм, который именован «реализм Возрождения». Как можно увидеть в произведениях Рабле, Петрарки, Сервантеса и Шекспира, литература этого времени наполнилась новым пониманием человеческой жизни. В ней демонстрируется полное неприятие рабской покорности, коею проповедовала церковь. Писатели представляют человека как высшее создание природы, раскрывая богатство его души, ума и красоту физического облика. Для реализма Ренессанса характерна грандиозность образов, способность к большому искреннему чувству, поэтизация образа и страстный, чаще всего высокий накал трагического конфликта, демонстрирующего столкновение человека с враждебными силами.


"Франческо и Лаура". Петрарка и де Нов.

Для литературы эпохи Возрождения характерны разнообразные жанры, но все же кое-какие литературные формы доминировали. Самой востребованной была новелла. В поэзии наиболее ярко проявляется сонет. Также высокую популярность получает драматургия, в которой наиболее прославились испанец Лопе де Вега и Шекспир в Англии. Нельзя не отметить высокого развития и популяризации философской прозы и публицистики.


Отелло рассказывает Дездемоне и её отцу о своих приключениях

Эпоха Ренессанса - это некий светлый период времени в истории человечества, его духовной и культурной жизни, который предоставил современности огромную «сокровищницу» великих произведений и трудов, ценность коих не имеет границ. В этот период литература была в самом расцвете и сделала огромный шаг вперед, чему поспособствовало уничтожение угнетения церкви.

Итальянское «Предвозрождение» (треченто) исторически подготовило Возрождение, формируя его эстетические и этические идеалы. В Болонье и Флоренции в конце XIII в. развивается так называемая поэзия «сладостного нового стиля» – «стильновизма», объединившего разные творческие индивидуальности, создавшего новую поэтику и художественный стиль, новый поэтический язык, подготовивший итальянский язык «Божественной комедии».

В характерном для Возрождения жанре канцоны Гвидо Гвиницелли (1230–1274гг.), автора «эстетического манифеста» стильновистов – «В честных сердцах любовь приют находит…», оформляется поэтическое представление о любви как высоком, но человеческом чувстве; это одна из важнейших показательных тем литературы Возрождения. Образ возлюбленной идеализируется, как в поэзии трубадуров (Она была подобна/ Созданиям ангельским обители небесной / Не осуди, что я ее любил) но сохраняется и представление о земном характере, хотя возвышенном и благородном. В любовной поэзии стильновизма пока нет стремления проникнуть во внутренний мир героя, создать характер но очевиден процесс секуляризации поэзии. В отношении формы стиха для стильновистов характерны элегантная строгость синтаксиса, философичность, мелодичность, отсутствие дидактики.

Другой Гвидо – Кавальканти (1260–1300 гг.) – возглавил школу «стильновистов» во Флоренции. Любовь (канцона «Дама меня просила…») для Кавальканти обитает «в той части души, где находится память», т.е. связана с эмоциями и страстями, а не сферой интеллекта. Радость любви представляется пагубной иллюзией, разрушение которой влечет за собой смятение и гибель. Трагизм темы любви и смерти (связанный с атеистическими представлениями о смерти как окончательной гибели личности), смятение чувств облагораживается стилем, рафинированностью языка, отвлеченностью ситуаций, символизмом. Лирика Кавальканти ориентирована на круг избранных. Это связано с представлением, что человек с низменной душой не способен постичь сущности любви и нового стиля, а низменность связывалась с неприобщенностью к философско-литературной культуре.

Стильновизм подготовил темы, сюжеты, приемы ренессансной поэзии Петрарки и Данте. Самым значительным произведением, вышедшим из школы «сладостного нового стиля», стала дантовская «Новая жизнь». В «Новой жизни» Данте рассказал о своей великой любви к Беатриче Портинари, юной флорентийской даме, бывшей замужем за Симоне деи Барди и умершей в июне 1290 г., когда ей не исполнилось и двадцати пяти лет. Данте написал «Новую жизнь» либо в 1292 г., либо в начале 1293 г. Эпоха напряженно искала новые пути в общественной жизни, поэзии, искусстве, философии. Говоря о «новой жизни», Данте имел в виду свою любовь, но любовь эта трактовалась им и как огромная объективная сила, обновляющая мир и все человечество. Основное ядро «Новой жизни» образуют стихотворения. Из своей юношеской лирики Данте отобрал для «Новой жизни» 25 сонетов, 3 канцоны, 1 баллату и 2 стихотворных фрагмента. «Новая жизнь» – произведение композиционно продуманное и внутренне чрезвычайно целостное. В нем есть четкий план, «сюжет» и даже движение «сюжета». Построение книги определенным образом связано с числом 9, которое будет играть большую организующую роль также в «Божественной Комедии». Симметрия и «магия числа» унаследованы «Новой жизнью» от средневековых представлений об уравновешенности и замкнутости художественного произведения. Но в основном книга Данте построена по-новому, и ее внутренняя структура не статична, а динамична.

Стихотворное ядро «Новой жизни» плотно окружено прозаическими кусками. Данте рассказывает в них о жизненных обстоятельствах, побудивших его написать то

или иное стихотворение, и объясняет связи, существующие между отобранными им сонетами и канцонами, последовательностью событий, якобы происходивших в его собственном прошлом. Сюжетная схема «Новой жизни» проста, хотя трудно выделяема из внефабульного материала. В начале книги сказано, что поэт впервые увидел Беатриче, когда ему было девять лет, а ей около девяти. Потом о зарождении любви говорится также в терминах позднесредневековой натурфилософии. Демонстрируются специфические черты поэтического мышления и мощь преобразующей мир фантазии поэта.

Великая любовь становится доминирующим впечатлением юности, которое предопределяет характер дальнейшего творчества Данте. Новая встреча поэта и прекрасной дамы происходит через девять лет. Число девять и его кратная основа – число три – во всех произведениях Данте неизменно сопровождает появление Беатриче. На этот раз поэт встретил ее на одной из узких улиц Флоренции. Поклон дамы и впечатление, которое он производит на влюбленного, – один из характерных мотивов поэзии «сладостного нового стиля». Главная тема сонетов второго цикла (гл. XIII – XVI) – мучительные противоречия безответной любви. Смерть Беатриче переживается как вселенская катастрофа, но любовь к земной женщине перерастает почти в религиозное чувство, обожествляющее человека, преображающее поэта.

Главным произведением Данте является «Божественная комедия». Комедией называли во времена Данте любое поэтическое произведение «с устрашающим началом и благополучным концом», написанное на народном языке. Поэт назвал свою поэму комедией, поскольку текст был написан на итальянском. По своей форме «Божественная комедия» напоминает «видения», распространенные в средневековой религиозной традиции. Поэту представляются картины Ада, Чистилища и Рая, где находят свое место души умерших. Композиция комедии соответственно включает в себя три части: первая часть («Ад») состоит из 34 песен, вторая («Чистилище») и третья («Рай») – по 33 песни. Поэма написана строфами, состоящими из трёх строк. Числовая символика и вообще символика чрезвычайно важна для Данте. Аллегоричность – одна из основных характеристик текста, возможно множество толкований аллегорий – от политического до личного. Используя традиционную христианскую символику, Данте, однако, переосмысливает многие представления христианского мировоззрения, такие как представления о грехе. Путешествуя вместе с Данте по кругам ада, читатель выстраивает систему представлений поэта о мире, отличную от традиционной средневековой. Так, самым страшным грехом Данте считает предательство, в чем с очевидностью отразились и политические события эпохи, участником которых был поэт. Чувство личной симпатии и сострадания грешникам противопоставляется средневековому учению о грехе.


«Комедия» – последнее и самое зрелое произведение Данте.

Петрарка – великий гуманист эпохи Возрождения, знаток античной культуры, автор латинских «Стихотворных посланий» и двенадцати эклог в духе Вергилиевых «Буколик», поэмы «Африка» и многого другого достиг огромной славы. Перед ним заискивали городские республики, духовные и светские владыки, которым было ясно, что с Петраркой в жизнь Италии входила новая культура с великим будущим. Однако самую большую громкую славу принесла ему написанная на итальянском языке «Книга песен», посвященная Лауре. Книга эта принадлежит к числу замечательных образцов европейской лирики эпохи Возрождения, это своего рода лирическая исповедь поэта. Петрарка постоянно возвращался к тексту, совершенствуя его, пока в 1373 г. не сложилась окончательная редакция книги, содержавшая 317 сонетов, 29 канцон, 9 секстин, 7 баллад и 4 мадригала. Это книга о любви поэта к красивой замужней женщине, происходившей из знатной авиньонской семьи. Она родилась около 1307 г. и умерла в страшный 1348 г., когда во многих странах Европы свирепствовала чума.

Встреча с Лаурой наполнила Петрарку большим чувством, заставившим зазвучать самые нежные, самые мелодические струны его души. Несмотря на очевидное влияние лирики средневековых провансальцев и стильновизма, твердя о целомудрии и добродетели, благородстве и душевной красоте Лауры, Петрарка видит Лауру как земную женщину. Она не ангел, не отвлеченное понятие. Петрарка с восторгом говорит о ее земной красоте, он слышит ее чарующий голос. Но у Петрарки любовь неразлучна со страданием. Он то страдает от холодности дамы, от того, что она не снисходит к его желаниям, то призраки средневековья сжимают его сердце, и он страдает от мысли, что любовь к земной женщине греховна. Тогда он пытается себя уверить, что любит не столько тело, сколько душу Лауры, что любовь к ней побуждает его «любить Бога». Исследователь Б.Пуришев считает «Книгу песен» прежде всего картиной различных душевных состояний Петрарки. Петрарка любил чеканные, упругие поэтические формы. Особое пристрастие питал он к сонету, требующему безупречного мастерства, строгой, логически ясной архитектоники.

Еще одним великим итальянским писателем раннего Возрождения был Джованни Боккаччо (1313–1375 гг.), друг Петрарки, автор знаменитого «Декамерона» (греч.»Десятидневник»). Место действия в «Декамероне» – Флоренция XIV в., с ее социальным укладом, с ее людьми, с событиями, оставившими по себе добрую и недобрую память, к числу которых относится эпидемия чумы, обрушившаяся «на лучший город в Италии» в 1348 г. и унесшая огромное количество человеческих жизней. С описания чумы Боккаччо и начинает свою книгу, пишет о том, как на переполненных кладбищах «рыли преогромные ямы и туда спускали целыми сотнями трупы, которые только успевали подносить к храмам. Клали их в ряд, словно тюки с товаром в корабельном трюме, потом посыпали землей. Потом клали в другой ряд – и так до тех пор, пока яма не заполнялась доверху». Никто еще не писал подобным образом до Боккаччо, нарушившего все требования литературного этикета.

Но самым горестным следствием моровой язвы стал тот нравственный хаос, который на время воцарился во Флоренции. Врачи и служители церкви бессильны были перед грозной стихией. Чума разрывала и извращала естественные человеческие отношения. Одни запирались в своих домах, другие проводили свое время в оргиях. Никто не занимался полезным трудом. «Бедствие вселило в сердца мужчин и женщин столь великий страх, что брат покидал брата, дядя племянника, сестра брата, а бывали случаи, что и жена мужа, и, что может показаться совсем уже невероятным, родители избегали навещать детей своих и ходить за ними, как если бы то не были родные их дети».

Этому миру страха, душевной опустошенности и нравственного распада Боккаччо противопоставил семерых молодых женщин и троих молодых людей, встретившихся в храме Санта Мария. По словам писателя, были они связаны между собой «дружбой, соседством, родством», «рассудительные, родовитые, красивые, благонравные, пленительные в своей скромности». Были они образованными, отлично владевшими словом, наделены художественным чутьем. Приняв решение покинуть зачумленный город, они удаляются в принадлежащие им загородные имения и там проводят время среди благопристойных развлечений, окруженные цветущей природой. Под звуки лютни и виолы юноши и девушки рассказывают по одной истории на протяжении десяти дней, так возникает книга, состоящая из ста новелл, антиклерикальных, на любовную тему, о человеческой энергии, о превратностях судьбы, хитроумии и др. Следует добавить, что в новеллах Боккаччо то и дело возникают переодевания, узнавания и неузнавания, резкие сюжетные повороты и прочие приемы и мотивы, позднее широко использовавшиеся в итальянской ученой комедии. Многие из этих мотивов (в том числе бури на море, нападения пиратов, экзотические страны) восходят к позднегреческому роману, привлекавшему внимание Боккаччо.

В «Декамероне» объектом изображения впервые становится современный городской быт, в круговорот которого включены дела и дни представителей различных общественных кругов, от «тощего» до «жирного» народа: ремесленников, проходимцев, купцов, клириков. Деталь, подробность становится важнейшим стилевым компонентом эффективного реалистического письма.

Ренессансный театр начал свой путь значительно позднее, чем литература и изобразительное искусство. Уже были созданы произведения великих поэтов, писателей, художников Ренессанса и Высокого Возрождения, а на городских площадях все еще ставились средневековые мистерии, «чудеса», «фарсы». В середине XVI века в Италии родился первый профессиональный европейский театр эпохи Возрождения – Комедия дель арте (комедия масок). Спектакли этого театра представляли актерские импровизации со вставными музыкальными и танцевальными номерами. Из спектакля в спектакль переходили маски-типы: «слуги» – Бригелла, Арлекин, Пульчинелла, Коломбино, глупый и жадный купец Панталоне, фанфарон и трус Капитан, болтун и тупица Доктор и др. Постановки нового театра, полные острой сатиры и юмора, жизнерадостные, гротескные, развлекающие и поучающие, были выражением здравого смысла и насмешливости, они получили широкое распространение и вытеснили религиозные мистерии. Но глубоко понять свою эпоху, выразить ее идеалы и противоречия, комедии масок было не по силам. Расцвет театрального искусства наступил в конце XVI – начале XVII вв., но уже не в Италии, а в Испании и Англии.

Контрольные вопросы и задания

Данте «Божественная комедия».

Боккаччо «Декамерон».

© uo-fobos.ru, 2024
Бесплатные юридические консультации