Образовательный портал. Норма скорости чтения для первоклассника Читать технику чтения 1 минуту

21.02.2024

Информация из книг о нормативах скорости чтения:

Скорость чтения Количество знаков в минуту
Очень медленная 900
Медленная 1200
Средняя 1500
Выше средней 1800
Быстрая 3000
Очень быстрая 5000
Сверхбыстрая 10000 и более

Курс быстрого чтения позволяет в среднем увеличить скорость чтения в 3 раза по сравнению с первоначальной; как правило, учащиеся достигают скорости чтения в 3000 знаков и более в минуту (3000 знаков - это примерно 500 слов). Такой темп позволяет прочесть за час около 100 книжных страниц среднего формата...»

М.А.Зиганов «Как повысить культуру, качество и скорость чтения»

«Следует отметить, что параметры, приводимые ШРЧ, отличаются от параметров, приводимых другими источниками.Все зависит от того, что принять за знак и что принять за скорость чтения.

Некоторые педагоги, подсчитывая в текстах знаки, учитывают и буквы, и знаки препинания, и пробелы, в результате у них тесты становятся более «объемными», чем они есть на самом деле.

Иногда скорость чтения измеряют в "слов/мин".При этом некоторые педагоги за слово применяют все предлоги, частицы, а иногда и знаки препинания.

К концу обучения Ваша скорость увеличится в 2-3 раза (если Вы усиленно поработаете над последней частью книги,относящейся к скорочтению, то- в 5-8 раз), а коэффициент усвоения возрастет до 75-95%...»

«В нашей стране установлен государственный норматив только по скорости чтения для школьников начальных классов: для первого класса — 30-60 слов в минуту, для второго — 90-110 и для третьего-110-140.

К сожалению, для других категорий читателей нормы чтения не установлены. Однако исследования показывают, что скорость чтения взрослых читателей колеблется от 100 до 200 слов в минуту, коэффициент усвоения — 50-60 процентов, а продуктивность чтения — 90-115 слов в минуту...

Попытки нормирования чтения мы находим и в других странах. Так, например, в США введены следующие нормы скорости чтения с учетом усвоения содержания текста (не менее 70 процентов): для школьников начальных классов — 80-158 слов в минуту, средних классов- 175-204, старших классов — 214-250, для студентов- 250-280, для высококвалифицированных чтецов — 340-620 слов в минуту.У каждого читателя имеются внутренние неиспользованные резервы.

Как читатели мы должны стремиться достичь скорости свыше 300 слов в минуту и усваивать содержание текста с коэффициентом не ниже 70 процентов...»

В работе подобраны тексты для диагностики и проверки техники чтения в 1-3 классе по четвертям, а также приведены нормы техники чтения по классам и оценивание учащихся.В 1 классе 2 текста по полугодиям;Во 2 классе — 5 текстов;В 3 классе — 5 текстов.Норма техники чтения в начальной школе 1 класс. 2 четверть: меньше 10 слов — «2», 10-15 слов — «3», 16-20 слов «4», больше 20 слов — «5».3 четверть: меньше 20 слов «2», 20-25 слов «3», 26-35 слов «4», больше 35 слов «5».4 четверть: меньше 25слов «2», 25-30 слов «3», 31-40 слов «4», больше 40 слов «5».2 класс 1 четверть: меньше 25 слов «2», 25-34 слов «3», 35 — 45 слов «4», больше 45 слов «5».2 четверть: меньше 25 слов — «2», 25-39 слов — «3», 40 — 55 слов «4», больше 55 слов — «5».3 четверть: меньше 35 слов «2», 35-49 слов «3», 50-65 слов «4», больше 65 слов «5».4 четверть: меньше 40 слов «2», 40-54 слова «3», 55-70 слов «4», больше 70 слов «5».3 класс 1 четверть: меньше 40 слов «2», 40-54 слова «3», 55 — 70 слов «4», больше 70 слов «5».2 четверть: меньше 45 слов — «2», 45-59 слов — «3», 60 — 75 слов «4», больше 75 слов — «5».3 четверть: меньше 55 слов «2», 55-69 слов «3», 70-85 слов «4», больше 85 слов «5».4 четверть: меньше 60слов «2», 60-74 слова «3», 75-90 слов «4», больше 90 слов «5».4 класс 1 четверть: меньше 65 слов «2», 65-74 слов «3», 75 -90 слов «4», больше 90 слов «5».2 четверть: меньше 70 слов — «2», 70-84 слов — «3», 85 -100 слов «4», больше 100 слов — «5».3 четверть: меньше 80 слов «2», 80 — 94 слов «3», 95-110 слов «4», больше 110 слов «5».4 четверть: меньше 90 слов «2», 90-104 слова «3», 105-120 слов «4», больше 120 слов «5».Текст для диагностики техники чтения в 1 классе 1 полугодие Кто кем работает. Папа Димы работает на заводе. Он конструктор. Мама Лизы – доктор. Папа Светы – мастер. У Виталика и Славы папы — водолазы. Они ведут подводные работы на дне реки. Брат Виктора – музыкант. Сестра Павлика моет полы. Папа Веры работает сталеваром.Все работы трудны.Вырастут дети и станут кто кем. Слава станет строителем. Лиза знает много сказок. Она станет библиотекарем. Вера – поваром. Она варит суп и моет посуду. Борис знает буквы. Он станет писателем. Виктор – слесарем. Он сделал самокат. Светлана – историком. А Павлик полетит на Марс. Он станет космонавтом. Виталик – водолазом. Он плавает в реке. Денис станет садовником.А кот Барсик вырастет и будет умным котом. 102 словаТекст для диагностики техники чтения в 1 классе 2 полугодие Зеркальце Девочка потеряла на лужайке зеркальце. Скакал мимо заяц.— Ой, — заверещал он, — мой портрет!Спрыгнула с дерева белочка, поглядела в зеркальце и пискнула:— Это мой портрет!
Спешил по делам ёжик.Взглянул искоса в зеркальце и хмыкнул:— Это мой портрет!
Пролетала ворона.— Карр! — крикнула она. — Мой портрет!
На шум прибежала лиса.— Ах, — пропела она, — какой красивый мой портрет!
Притопал медведь. Глянул и заревел:— Мой портрет и больше ничей!Унёс зеркальце к себе в берлогу и повесил на стену.Пришёл к нему в гости волк. Заглянул в зеркальце и удивился:— Эй, медведь, ты зачем мой портрет в своей берлоге повесил? 98 слов Текст для диагностики техники чтения № 1 (входной) во 2 классе Доверчивый бельчонок. Ярко-рыжий бельчонок мелькнул в густой зелени ели, замер на суку, глядя на меня. Я подошёл поближе к дереву. И бельчонок перебрался на сучок, растущий пониже.Во всей его позе не было ни страха, ни даже настороженности. Этот бельчонок был очень любопытен и доверчив. Ведь маленькие бельчата не понимают, где может таиться опасность, не знают ещё своих врагов. Им всё интересно в этом огромном мире.Я смотрел на бельчонка и думал о том, как хорошо было бы, если бы у белок и других симпатичных зверюшек на всю жизнь оставалось только любопытство и доверие к человеку. И чтоб человек никогда не обманывал их доверия. 105 словТекст для диагностики техники чтения № 2 во 2 классе Пчёлки. Вот проснулась пчёлка от своего зимнего сна, прочистила глазки мохнатыми лапками, разбудила подруг. Выглянули они в окошечко - разведать, ушёл ли снег, и лёд, и холодный северный ветер?Видят пчёлки, что солнышко светит ярко, что везде светло и тепло. Выбрались они из улья и полетели к яблоньке:- Нет ли у тебя, яблонька, чего-нибудь для бедных пчёлок? Мы целую зиму голодали!- Нет, - говорит яблонька, - вы прилетели слишком рано, мои цветы ещё спрятаны в почках.Полетели пчёлки к тюльпану, заглянули в его пёструю головку. Но не было в ней ни запаху, ни мёду.Печальные и голодные пчёлки хотели уже домой лететь, как увидели под кустиком скромный тёмно-синий цветок, это была фиалочка. Она открыла пчёлкам свою чашечку, полную аромата и сладкого сока. Наелись, напились пчёлки и полетели домой - веселёшеньки. 128 словТекст для диагностики техники чтения № 3 во 2 классе …. В этот день на улице, как говориться, царило большое оживление. Все мальчики и девочки, и большие и маленькие, как по команде, высыпали на улицу и шагали в школу. Они шли и по одному, и по двое, и даже целыми группами по нескольку человек. Кто шел не спеша, вроде меня, кто мчался стремглав как на пожар. Малыши тащили цветы, чтобы украсить класс. Девчонки визжали. И ребята тоже некоторые визжали и смеялись. Всем было весело. И мне было весело… Мне казалось, будто я путешественник, который когда-то давно уехал в далекое путешествие, а теперь возвращается обратно домой и вот-вот скоро уже увидит родные берега и знакомые лица родных и друзей.Но все-таки мне было не совсем весело, так как я знал, что не встречу среди старых школьных друзей Федю Рыбкина — моего лучшего друга, с которым мы в прошлом году сидели за одной партой. Он недавно уехал со своими родителями из нашего города, и теперь уж никто не знает, увидимся мы с ним когда-нибудь или нет… 162 слова162 словаТекст для диагностики техники чтения № 4 во 2 классе Н. Н. Носов. Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос .. .Однажды Винтик и Шпунтик задумали соорудить пылесос для уборки помещения… Трудились они целый день и целую ночь, и только наутро пылесос был готов.Все ещё спали. Но Винтику и Шпунтику очень хотелось проверить, как работает пылесос.«Сначала почистим ковёр в спальне», — предложил Шпунтик. Он включил пылесос, и пыль с ковра так и полетела в трубу.Поток воздуха был так силён, что в трубу засосало чулки Растеряйки, которые случайно валялись у него под кроватью.Потом сдуло со стола ручные часы доктора Пилюлькина и тоже засосало в трубу. Винтик и Шпунтик ничего не заметили.Под столом стоял ящик с красками художника Тюбика. После того как Винтик почистил пыль под столом, количество красок в ящике значительно поуменьшилось.«А теперь попробуем чистить одежду», — сказал Винтик и начал чистить пиджак Торопыжки. Пыль из пиджака так и полетела в трубу, а вместе с пылью и пуговицы.Потом они стали чистить штанишки Пончика. А у Пончика в карманах всегда лежали конфеты. Пылесос был такой мощный, что высосал из кармана конфеты… 163 словаТекст для диагностики техники чтения № 5 (итоговый) во 2 классе Н. Н. Носов. Приключения Незнайки И его друзей … В одном домике на улице Колокольчиков жило шестнадцать малышей-коротышей. Самым главным из них был малыш-коротыш, по имени Знайка. Его прозвали Знайкой за то, что он знал очень много. А знал он много потому, что читал разные книги. Эти книги лежали у него и на столе и под столом, и на кровати, и под кроватью. В его комнате не было такого места, где бы не лежали книги. От чтения книг Знайка сделался очень умным. Поэтому все его слушались и очень любили. Одевался он всегда в чёрный костюм, а когда садился за стол, надевал на нос очки и начинал читать какую-нибудь книгу, то совсем становился похож на профессора.В этом же домике жил известный доктор Пилюлькин, который лечил коротышек от всех болезней. Он всегда ходил в белом халате, а на голове носил белый колпак с кисточкой. Жил здесь также знаменитый механик Винтик со своим помощником Шпунтиком; жил Сахарин Сахариныч Сиропчик, который прославился тем, что очень любил газированную воду с сиропом. Он был очень вежливый. Ему нравилось, когда его называли по имени и отчеству, и не нравилось, когда кто-нибудь называл его просто Сиропчиком. Жил ещё в этом доме охотник Пулька. У него была маленькая собачка Булька, и ещё было ружьё, которое стреляло пробками. Жил художник Тюбик, музыкант Гусля и другие малыши: Торопыжка, Ворчун, Молчун, Пончик, Растеряйка, два брата — Авоська и Небоська. Но самым известным среди них был малыш, по имени Незнайка. Его прозвали Незнайкой за то, что он ничего не знал… 238 словТекст для диагностики техники чтения № 1 (входной) в 3 классе Переполох в игрушечном городе По улице игрушечного города мчался Тигр. Игрушки испугались и стали прятаться кто куда. Курица три раза падала в обморок, пока собрала и спрятала всех цыплят. Только куклы, Ляля Голубая и Ляля Розовая, не испугались. Как сидели на скамеечке, так и сидят. Ванька — Встанька от удивления забыл спрятаться. Не думал он, что Ляли такие храбрые. Тигра не испугались! На всякий случай подошел ближе к куклам: тигр все-таки. Вдруг понадобиться защита. Тигр на бегу задел его хвостом. Ванька — Встанька упасть не упал, но долго качался из стороны в сторону. Тигр подскочил к скамейке, где смеялись Ляли. И как зарычит:— Ррр! Отдавайте мой бант! Зачем бррали без спрросу?— Забирай свой бант, он мне не нужен вовсе! – сказала Ляля Розовая, доставая из кармашка зеленую ленточку. – Еще хвастался: я, мол самый добрый Тигр на свете. Жадина!— Рразве мне жалко? – сказал Тигр. – Да только когда я без банта, все меня боятся, никто со мной не играет. Ррр! Тигр повязал бант себе на шею и не спеша пошел по улице. Потихонечку отовсюду начали высовываться игрушки. 173 слова (Т. Александрова)Текст для диагностики техники чтения № 2 в 3 классе Беспризорная кошка. Я жил на берегу моря и ловил рыбу. У меня была лодка, сетки и разные удочки. Перед домом стояла будка, и на цепи огромный пёс. Мохнатый, весь в чёрных пятнах, — Рябка. Он стерёг дом. Кормил я его рыбой. Я работал с мальчиком и кругом на три версты никого не было. Рябка так привык, что мы с ним разговаривали, и очень простое он понимал. Спросишь его: «Рябка, где Володя?» Рябка хвостом завиляет и повернёт морду, куда Володька ушёл. Воздух носом тянет, и всегда верно. Бывало, придёшь с моря ни с чем, а Рябка ждёт рыбы. Вытянется на цепи, подвизгивает.Обернёшься к нему и скажешь сердито:— Плохи наши дела, Рябка! Вот как…Он вздохнёт, ляжет и положит на лапы голову. Уж и не просит, понимает.Когда я надолго уезжал в море, я всегда Рябку трепал по спине и уговаривал, чтобы хорошо стерёг. И вот хочу отойти от него, а он встанет на задние лапы, натянет цепь и обхватит меня лапами. Да так крепко — не пускает. Не хочет долго один оставаться: и скучно и голодно.Хорошая была собака! (Б. Житков) Текст для диагностики техники чтения № 3 в 3 классе Серебряное копытце Жил на заводе один старик - Кокованя. Семьи у Коковани не было, он и придумал взять в дети сиротку. Люди подсказали ему, что недавно осиротела семья Григория Потопаева. Одну девчоночку шести лет никто не взял. Плохое житьё у нее.- И то правда, - отвечает Кокованя. - Уговорю как-нибудь. В праздничный день пришёл он к тем людям:- Это у вас Григорьева подарёнка?- Она самая.- Ты как узнал, что меня Дарёнкой зовут? - спрашивает девчушка.- Да так, - отвечает Кокованя, - само вышло.- Ты кто? - спрашивает Дарёнка.- Я, - говорит, - вроде охотника. Летом пески промываю, золото добываю, а зимой по лесам за козлом бегаю, да всё увидеть не могу. Мне посмотреть охота, в котором месте он правой передней ножкой топнет.Видит девчоночка - старик весёлый да ласковый. Она и говорит:- Пойду. Только ты и кошку Мурёнку возьми: гляди, какая она хорошая!- Такую звонкую кошку не взять - дураком остаться. Вместо балалайки она у нас в избе будет.Кошка будто тоже понимает разговор. Трётся у ног-то да мурлычет: «Правильно придумал. Правильно».Вот и привёл Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да бородатый, а она махонькая, носишко пуговкой. Идут по улице, и кошчонка ободранная за ними попрыгивает.Так и стали жить они вместе. У всякого своё дело было…Текст для диагностики техники чтения № 4 в 3 классе Золотой луг У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ним постоянная забава. Бывало, идём куда-нибудь на свой промысел — он впереди, я в пяту. «Серёжа!» — позову я деловито, Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг золотой!». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно, если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчик раскрывает свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветков, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали. (М. Пришвин)Текст для диагностики техники чтения № 5 в 3 классе Сумка почтальона Коля был добрый, но очень рассеянный мальчик. Он написал очень миленькое письмо к своей бабушке в Петербург: поздравлял её со светлым праздником, описывал свою деревенскую жизнь, чему учится, как проводит время, — словом, письмо было очень, очень миленькое; но только Коля вместо письма вложил в пакет пол-листа чистой бумаги, а письмо осталось лежать в книге, куда Коля его сунул. Пакет запечатан, адрес написан, почтовая марка приложена — пустой пол-листа бумаги отправился в Петербург поздравлять бабушку с праздником.Вёрст пятьсот проскакал Колин пакет, точно торопясь за каким-нибудь важным делом. Вот он и в Петербурге, а через несколько минут и в сумке почтальона, который бежит по улицам, звонит у подъездов и раздаёт письма по адресам.Он равнодушно разносил по домам радость и горе, смех и печаль, любовь и злобу, дружбу и ненависть, правду и ложь, важные известия и глупые, пустые фразы. Дошла, наконец, очередь и до Колиного письма: почтальон отдал его дворнику, дворник — горничной, горничная — старой бабушке, которая сидела у окошка и, смотря в четыре глаза, вязала чулки. Бабушка распечатала пакет, вынула пустой лист и смотрела на него с удивлением, не понимая, кто это так глупо подшутил над нею. (202 слова К. Ушинский)

Умение читать — один из самых важных навыков, способствующих успешному усвоению знаний. На первой ступени обучения технике чтения уделяется довольно много внимания. Это не удивительно, ведь именно в этот период и формируется темп чтения.

Особенно тщательно техника чтения отслеживается в 1 классе. В этот период чтение выступает объектом усвоения. У первоклассников проверяется:

  • сформировался ли способ чтения по слогам;
  • насколько происходит осознание общего смысла прочитанного текста;
  • понимает ли ребенок, что означают отдельные слова и предложения;
  • соблюдаются ли паузы, отделяющие предложения.

Требования к чтению

В 1 полугодии первого класса технику чтения можно не проверять.

На конец 2 полугодия у ребенка должно быть сформировано осознанное, правильное чтение. Простые слова прочитываются целым словом. Допускается слоговое чтение многосложных слов.

Нормы техники чтения в первом классе

Согласно ориентировочным показателям ФГОС, скорость чтения в 1 классе должна составлять:

  • в 1 полугодии — 25-30 слов в минуту;
  • во 2 полугодии — 30-40 слов в минуту.

Особенности проверки

В 1 классе оценки за обучение не ставятся, ученик либо «справился», либо «не справился» с заданием.

Для проверки техники чтения необходимо заранее подготовить незнакомый ребенку текст. Предложения в тексте должны быть простые и короткие. Картинок быть не должно, чтобы ученик не отвлекался. Важно настроить ребенка на быстрое чтение.

В процессе чтения первоклассник должен следить по тексту пальцем, чтобы не потерять строчку. Когда ребенок начал читать, не следует останавливать его, даже если он ошибся в произнесении слова или в постановке ударения. После чтения необходимо задать ребенку несколько вопросов по тексту, чтобы проверить его .

Навыки и основы чтения закладываются детям в 1 классе. Поэтому в этот период важно обращать особое внимание на успехи малышей в школе, чтобы оказать им своевременную помощь.

Тексты для проверки в 1 классе

Текст №1. 1 класс (апрель)

Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и ничего впереди себя не видали, и в лужу упали.

(31 слово. Л. Толстой)

Текст №2. Дедушка

Мальчики Миша и Сережа жили у деда. Они помогали деду сушить сеть. Дедушка учил мальчиков ловить рыбу. Ребята любили работать с дедом.

Текст №3

Спала кошка на крыше. Она сжала лапки. Села около кошки птичка. Не сиди близко, птичка. Кошки очень хитры.

(18 слов. Л. Толстой)

Текст №4 Игрушки

У Наташи гости. На полу игрушки. Тут и слоник, и ослик. За столиком куклы: Мариша, Ириша и Саша. Гости играли игрушками Наташи.

Текст №5 Как Алик напугал маму и папу

Папа купил сыну Алику книгу-раскраску. Там рисунки: мамонты и слоны, аллигаторы и гиппопотамы, носороги и мартышки.

А мама Алику купила краски и кисти. Он раскрасил рисунки красками. Мамонт стал синим, а носорог красным. Ну и ну!

Текст №6 Галка

Галку и ворону различить совсем не трудно. Галка вдвое меньше вороны и вся черная, только вокруг шеи серые перышки, будто она серым платочком повязана. А у вороны наоборот: все туловище серое, черные только голова, шея, крылья да хвост.

(38 слов. Г. Скребицкий)

Тексты для проверки во втором полугодии 1 класса

Текст №1. В роще

Дети пришли в рощу. Там весело и шумно. Пчела брала мед с цветка. Муравей тащил травинку. Голубь строил гнездо для голубят. Зайчик бежал к ручью. Ручей журчал по камням. Он работал. Ручей поил чистой водой людей и животных.

(38 слов. К. Ушинский)

Текст №2. Сторож

У утки были пушистые утята. Однажды лисица утащила утку. Мы научили собаку водить к реке утят. Вот собака важно идет к реке. Утята спешат за ней. Утята ныряют в воде. Потом они гуляют на лугу. Собака сидит и зорко охраняет утят.

(41 слов. А. Седугин)

Текст №3 Мурзик

Котик Мурзик был озорной. Однажды он сидел на дереве. Рядом села ворона. Мурзик прыгнул ей на спину. Он вцепился когтями в перья и замер. Ворона испугалась. Она полетела над деревней. Мурзик не удержался и упал. Ему повезло. Он провалился в пушистый снег.

(40 слов. А. Мусатов)

Текст №4 Галка и голуби

Галка увидала, что голубей хорошо кормят. Она выбелилась и влетела в голубятню. Голуби подумали, что она голубь, и пустили её. Но галка забылась и закричала по-галочьи. Тогда её голуби прогнали. Галка полетела назад к галкам. Но галки испугались и тоже прогнали её.

(46 слов. Л. Толстой)

Текст №5 Осинки

В солнечный день осенью на опушке елового леса собрались молодые разноцветные осинки, густо одна к другой, как будто им там, в еловом лесу, стало холодно. Они вышли погреться на опушку, как у нас в деревнях люди выходят на солнышко и сидят на завалинках.

(43 слова. М. Пришвин)

Тексты подобраны Ткачевой Ирины Алексеевной, Борщ Оксаной Геннадьевной.

У вас есть свои тексты?

Вы можете дополнить эту статью, выслав свои тексты в комментариях к этому материалу или по электронной почте с темой письма: "Дополнение к статье Техника чтения".


Полный текст материала Техника чтения в 1 классе. Тексты для проверки техники чтения в первом классе смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Залогом успешного обучения ребенка является умение читать, которое формируется фактически всю начальную школу, а у многих этот навык развивается и далее. Некоторые продолжают его тренировать и в зрелом возрасте, что позволяет им быстрее прочитать материал одинаковой сложности и объема на разных этапах собственной жизни.

Не синонимична скорости восприятия текста, так как выражается еще и в степени его осмысления. Особо важна она для развития такой характеристики, как техника чтения, 1 класс. Нормативы устанавливаются достаточно щадящие, так как любые сложные навыки развиваются в течение долгого времени.

Что такое техника чтения

1 класс (нормативы будут приведены в таблице) является очень ответственным периодом в жизни ребенка. Ведь если не научиться в этом возрасте читать, далее это сделать будет значительно труднее. Многие дети уже идут в школу, умея читать, что позволяет им с отличием проходить все проверки. Те же, кто не умеет читать до первого класса, как правило, получают оценку ниже, так что настоятельно рекомендуется обучать ребенка восприятию несложных текстов с самого раннего возраста.

Техника чтения (1 класс): нормативы, которые были установлены государством, не включают в себя только Важно понимать, что хоть в таблице приводится только этот показатель, надо учитывать и другие критерии.

Осознанность чтения

Данный параметр определяет, как ребенок воспринимает и запоминает прочитанное. Осознаность чтения зависит не только от способностей ребенка, но и содержания отрывка. Желательно для проверки этой составляющей техники чтения использовать несложные тексты, в которых мало длинных предложений. А оценка пусть выставляется на фоне остальных.

Скорость чтения

Это важный параметр, поэтому он и обозначен в качестве основного. Чем быстрее человек прочитывает материал, тем больше у него будет свободного времени после учебы и выполнения необходимого домашнего задания в дальнейшем. Следовательно, ему будет легче заставить себя работать, так как ему не составит особого труда выучить параграф. Фактически одно свойство дополняет другое, поэтому для эффективного запоминания материала нужно как уметь быстро воспринимать текст, так и понимать его смысл.

Способ чтения

Для взрослых людей данный показатель не входит в технику чтения, но вот для детей он очень важен. То, читает ребенок по слогам материал или способен видеть целое слово или часть фразы, показывает степень усвоения навыка. Конечно, взрослые люди воспринимают несколько слов одновременно с помощью периферического зрения, но данное умение уже непосредственно влияет на предыдущий показатель. Следовательно, он характеризует не умение читать, а только количество затрачиваемого на это времени.

Выразительность чтения

Техника чтения 1 класс (нормативы по ФГОС) предусматривают и следующий критерий техники чтения. Выражается он в таких показателях:

  • Использование пауз, которые помогают переварить слушающему человеку и самому читающему все то, что было сказано ранее. Когда ребенок учится читать про себя, паузы никуда не деваются, интонационно выделяя значимые фрагменты текста, что настраивает мозг на их улучшенное восприятие.
  • Нахождение нужной интонации. Эта задача непроста по той причине, что ребенку нужно одновременно охватить куски текста глазами, проанализировать их эмоциональную насыщенность и подумать, какая интонация лучше всего подходит для них.
  • Верная постановка ударения. Очень часто из-за отсутствия этого умения слушать текст становится невозможно, или же он начинает неправильно восприниматься. То же самое, между прочим, касается и пауз. Та известная фраза "казнить нельзя помиловать" меняет свой смысл не только от местонахождения запятой, но и от правильной паузы.

Как видим, существует очень много факторов, влияющих на такой параметр, как техника чтения.

1 класс: нормативы по Занкову

В начале первого класса оценки за учебу не выставляются. Следовательно, если есть проверка техники чтения учащегося, она производится только для анализа прогресса. Во второй половине учебного года ребенок должен мастерски читать по слогам небольшие предложения, а также уметь слушать. Еще он должен демонстрировать осмысление текста: отвечать на вопросы, заданные преподавателями, и вкратце пересказывать прочитанное.

Но последнее действие не всегда характеризует технику чтения ребенка, так как способность к ораторскому мастерству может быть хорошей, а мысли маленькие дети не умеют формулировать так, как это делает даже плохо говорящий взрослый. Поэтому умение пересказать текст должно быть только дополнительной характеристикой, связанной с таким понятием, как техника чтения (1 класс, нормативы).

2014 год (программа) и новые редакции нормативов: таблица

Рассмотрим, какие нормы скорости чтения должны соблюдаться для выставления определенной оценки.

Как улучшить технику чтения у ребенка

Техника чтения, 1 класс - нормативы и правила - это хорошо, но как же достичь высоких результатов? Для ребенка, который только научился читать, стать отличником в этом аспекте достаточно затруднительно. Для развития техники нужно ребенку выполнять такие упражнения:

  • Ежедневное чтение вслух дома текстов разной сложности. Это могут быть и знакомые стихи, и интересные новые книги. Школьных уроков чтения для повышения скорости явно недостаточно.
  • Чтение наоборот. Это очень полезное упражнение, которое учит ребенка объединять буквы в слова и читать даже такие термины, о которых он никогда не слышал и понятия не имеет, как должны они выглядеть в тексте.

Также для повышения эффективности чтения можно пробовать воспринимать материал, перевернув книгу вверх ногами.

Постоянные усовершенствования в системе образования "заставляют" детей с каждым годом развиваться все интенсивнее. Это, прежде всего, влияет на умение читать, писать и считать.

Чтение в 1-ом классе у малышей постоянно мониторится. Мониторинг проводится после каждой четверти. Так при поступлении маленький школьник должен преодолевать за минуту - всего 20 слов. Это количество допустимо для ребенка до конца первого семестра. В это время школьники, как правило, читают еще по буквам.
Далее, со второго полугодия, количество возрастает и составляет уже минимум 35 слов.

Критерии, на которые важно обращать внимание

Кроме скорости именно в первом классе пристальное внимание уделяется правильному произношению слов, а также ударению на слоги. Поэтому, занимаясь с ребенком, не забывайте следить за качеством произношения.
К концу года требования к первокласснику составляют до 45 слов и свободного чтения по слогам либо целыми словами.

Как быстрее привить чтение деткам

  1. читать нужно ежедневно.
  2. оптимальное время для чтения 15 минут.
  3. правильно подобранная литература поможет ребенку усидеть дольше.
  4. не забывайте проводить занятия в форме игры.

Советую ознакомиться.

© uo-fobos.ru, 2024
Бесплатные юридические консультации